Европейские СМИ сообщают о том, что нефтегазовые операторы Северного моря столкнулись с серьезной проблемой вывода стареющих активов, процент которых очень высок.
По данным Platts, за последние 10 лет добыча нефти в Великобритании резко сокращалась. В 2013 году нефтедобыча составляла 820 тысяч баррелей в день, что на 62% меньше, чем десятилетие назад. Кроме того, еще в июле 2014 года генеральный директор BP Боб Дадли отмечал, что средний коэффициент эффективности активов в Северном море составляет около 57%, и показатели активов ВР «не многим лучше».
«Операторы пока тянут со списанием, поскольку строгое британское регулирование предусматривает высокую стоимость этой процедуры. Однако затягивать дальше уже невозможно. Стараясь избежать списания, компании рассчитывали на то, что ценовой спад окажется краткосрочным явлением, а взлетевшие на прежний уровень цены компенсируют затраты на поддержание старых скважин. Однако потом стало ясно, что период низких цен продлится очень долго», – пишет Rigzone.
Стареющей Европе – стареющие нефтегазовые активы
Партнер RusEnergy Михаил Крутихин уточнил, что все-таки каждый нефтегазовый проект индивидуален, и поэтому закрывать будут в первую очередь те скважины, которые не имеют достаточной текущей коммерческой рентабельности.
«Построенную скважину, которая введена в эксплуатацию, чаще всего поддерживать несложно даже при низких ценах. Скорее всего, страдать будут новые проекты, которые нуждаются в значительных инвестициях, то есть в длительном периоде негативного потока наличности. А старые месторождения, которые работают, продолжат работу до тех пор, пока эксплуатационные издержки будут это оправдывать», – заявил эксперт «Актуальным комментариям».
Палочка-выручалочка для компаний
Вместе с тем Михаил Крутихин напомнил, что у операторов есть палочка-выручалочка, то есть ликвидационный фонд, который они в течение работы месторождения создают из накопленных средств, из прибыли для будущей ликвидации: «Если фонды еще не проедены и существуют, то тогда компания может спокойно ими воспользоваться для того, чтобы ликвидировать месторождение, скважину и платформу».
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также отметил, что в действительности нефтегазовые компании очень богаты, поскольку до понижения цен на «черное золото» у них были огромные доходы.
«Ликвидация и консервация – это же часть технологического процесса, она должна быть заложена в бюджет проекта. Поэтому, строго говоря, трудностей не должно быть. Просто не хочется тратить на это большие деньги, но это не трудности. Процесс ликвидации должен оплачиваться из тех прибылей, которые были раньше. А если денег на ликвидацию стареющего актива нет – это плохая бизнес-стратегия», – заявил эксперт «Актуальным комментариям».
Европейский нефтегаз пойдет на Север
Дмитрий Журавлев предполагает, что после того, как работающие шельфовые месторождения в Северном море исчерпают себя, европейские нефтегазовые компании будут искать новые активы, причем скорее всего в Арктике. «Понятно, что если в Северном море нефть будет выкачена, то Великобритания, Германия и Норвегия должны будут искать где-то в другом месте. И таких мест в мире осталось достаточно мало. Если не появятся новые принципы добычи, такие, как, например, сланцевый газ, то остается как раз Арктика», – считает директор Института региональных проблем.
По его мнению, именно с желанием расширить зону своих экономических интересов связаны все разговоры о неправильном разделении арктического региона: «Вопрос в том, где границы их экономических зон, куда можно пойти, а куда нельзя. Желание-то есть, но есть ли возможности, права на это у стран северной Европы?».
Евросоюз у энергетического тупика
Стоит отметить, что снижение добычи углеводородов на шельфе Северного моря было давно предсказуемо. Поэтому европейским компаниям следовало бы заранее подготовиться к этому процессу. И они готовились, активно участвуя в российских проектах по разработке шельфовых месторождений. Однако с введением санкций это сотрудничество прекратилось.
Таким образом, Евросоюз сам загнал себя в энергетический тупик – сланцевой революции в ЕС так и не случилось, собственные запасы на шельфе заканчиваются, а на сотрудничество с Россией наложены санкции. Кроме того, еврокомиссия по энергетике, которая признала своим приоритетным партнером США, старается ставить «палки в колеса» и новым проектам транспортировки российского трубопроводного газа в Евросоюз – «Северному потоку-2» и «Турецкому потоку».
Между тем аналитики Bloomberg еще весной 2015 года признали, что зависимость ЕС от импорта российского газа к 2035 году не снизится, а наоборот, вырастет с 50% до 71%.