18.10.2015

Игорь Чернышенко: «Повышенное внимание к Арктике возникло в последние десять лет»

— Почему в последние годы возник столь широкий интерес к Арктике?

— Тема Арктики для России веками была актуальной. Там были и поморы, и ученые, и мореплаватели. Россия имеет наиболее протяженную границу с арктической зоной. Арктикой считается небольшая "шапочка" вокруг Северного полюса. Ее границы очерчивают по-разному – или это Полярный круг, или это берега северных морей.

Россия всегда активно там присутствовала, но повышенное международное внимание к Арктике возникло в последние 7-10 лет. Причин много. С одной стороны, это относительное потепление — больше северных морей открываются для мореплавания. С другой стороны, это запасы углеводородного сырья, которые разведаны и практически, и теоретически на шельфах северных морей.

Экология этой части земного шара вызывает повышенный интерес и внимание. Кроме того, это зона проживания многих коренных малочисленных народов и у нас, и за рубежом. Арктика – это также хорошие промысловые участки. Рыба там ловится и многое другое. Там много полезных ископаемых.

— Что тормозит принятие арктического закона, и какие основные положения в этом законе, на ваш взгляд, должны быть?

— В 2008 году были приняты основные направления развития России в арктическом направлении. В 2013 году президент подписал Стратегию развития арктической зоны РФ до 2020 года. Эти базовые документы позволяют России двигаться в этом направлении. Потом был определенный промежуток, не было понятно, что такое российская Арктика. Наконец, в позапрошлом году появился указ, который определил, что является арктической зоной РФ с точки зрения ее границ, туда вошли четыре субъекта федерации — Мурманская область, Ненецкий округ, Чукотский округ, Чукотка. Еще три-четыре субъекта вошли отдельными муниципальными образованиями, это острова.

Через полгода появилась программа социально-экономического развития арктической зоны РФ, утвержденная правительством. Пока она не имеет финансирования, в бюджете она не прописана, а носит аналитический, индикативный характер и определяет какие-то параметры развития Арктики. В прошлом году появился и День полярника.

Период принятия разных правовых актов – от президентских до правительственных- имел активное насыщение. Долго думали и спорили, кто будет заниматься вопросами Арктики с точки зрения госуправления. Сначала этим занималось Минрегионразвития, потом когда оно было ликвидировано, его функции по Арктике перешли в Министерство экономики.

В феврале этого была создана государственная комиссия по вопросам развития Арктики во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, которая делится на ряд рабочих групп, комиссий. Она фактически является органом государственного управления всеми арктическими вопросами. При Совете Федерации есть экспертный совет по Арктике, который несколько месяцев назад проводил заседание в Иркутске с участием Валентины Ивановны Матвиенко, где обсуждалась проблема дальнейшего развития Арктики, а также содержание, целесообразность возможность принятия закона, о котором вы спросили.

На днях прошло заседание экспертного совета уже в Омске, там была эксповыставка «Российская техника для Арктики». Там тоже эта тема звучала в процессе обсуждения.

Мы сегодня подошли к теме, что все есть сама арктическая зона РФ, есть органы, которые ею занимаются. Все регионы, которые вошли в арктическую зону РФ, провели на своих площадках форумы, и у них есть программы дальнейшего продвижения в арктическом направлении.

— На ваш взгляд, нужен ли закон об Арктике?

— Я его сторонник. В Совете федерации прошли парламентские слушания о содержании, о концепции закона и его необходимости. С докладом, как правило, выступает заместитель министра экономического развития Александр Запольский. Он тоже поддерживает мысль, что идти по пути создания этого закона имеет смысл. В законе необходимо учитывать меры экономического стимулирования арктической территории, социального развития, меры, связанные с обеспечением жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, меры экологической безопасности.

Есть два сегодня подхода к этому закону. Один подход – некоторые эксперты предлагают сделать его рамочным, то есть закон, который фактически продолжит какие-то концептуальные подходы к российской зоне, которые и так прописаны в стратегии. Второй, которого я придерживаюсь, — нам нужен более конкретный закон, который позволит при его принятии работать непосредственно в продвижении тех или иных задач по освоению Арктики. Скорее всего, в двадцатых числах ноября на площадке Совета Федерации будет проведено совместное заседание госкомиссии по вопросам Арктики, которую возглавляет Дмитрий Рогозин, и нашего экспертного совета с приглашением не только губернаторов, не только экспертного сообщества, но и, может быть, руководителей муниципальных образований, расположенных в арктической зоне. Центральной темой будет выход на принятие этого закона.

Принятие закона – не однодневный, даже не одномесячный процесс. После выработки он дожжен пройти согласование в органах исполнительной власти. Потом он вносится в Госдуму, проходит там три чтения. Потом приходит в Совет федерации, мы его принимаем, потом президент подписывает, потом закон вступает в силу. Но если говорить об оперативной, на мой взгляд, оценке, как он может быть принят.

Два-три варианта закона об арктической зоне РФ уже были разработаны. Еще 15 назад в Совете Федерации, в недрах комитета по проблемам Севера, говорил об этом. У Министерства регионального развития 3-4 года назад тоже было два варианта закона, которые были предложены для предварительного обсуждения, но они не прошли дальнейшую экспертизу. Если в ближайший месяц состоится расширенный депутатский совет с участием членов комиссии, возможно, будет создана конкретная рабочая группа по выработке этого закона. Закон нужен в случае, если будут какие-то механизмы экономического, финансового его обеспечения.

Сегодня до 30-40% разведаны залежи углеводородного сырья на шельфах морей. Мурманская область себя очень уверенно чувствует в арктических координатах. Мурманский порт – единственный глубоководный, незамерзающий, где исторически находится атомный ледокольный флот, который был раньше в составе морского пароходства, сейчас он в составе атомного флота «Росатома». Принята великолепная программа обновления его ледоколов. Многие из них выходят по срокам эксплуатации, должны быть поставлены на прикол, но уже строится первый атомный ледокол АЛ-60, «Арктика», «Урал» и «Сибирь».

— У одного практически уже корпус построен. «Урал» уже заложен?

— Да, у первого уже сделан достаточно большой задел. Второй есть. Третий стоит в планах, есть элементы финансирования. Кроме того, сейчас идет речь о проектировании нового, еще более мощного атомного ледокола АЛ-120, который позволит более широкие проходы во льдах обеспечить.

Если говорить об этих атомных ледоколах, они должны обеспечить, во-первых, использование северного морского пути. Во-вторых, они должны обеспечить хорошую работу таких приарктических узлов как «Ямал СПГ», Обетовскя губа, где сейчас есть большие перспективы по добыче и газового конденсата, и нефти. Мурманск в этом плане чувствует себя очень уверенно. Государственное решение о развитии мурманского транспортного узла связано с выходом в Арктику. Наш губернатор Марина Ковтун в начале октября докладывала президенту о развитии области и предложила сформировать на базе существующих в Мурманской области высших учебных заведений Арктический университет.

Выход в Арктику требует подготовки специальных кадров, которые должны работать на шельфовых установках, ходить в море, там заниматься вопросами экологии, безопасности мореплавания в северных морях. Есть поддержка президента, есть его предложение взять эту проблему в работу. Мы тоже смотрим очень с надеждой на нашу молодежь, которая получит возможность учиться в Арктическом университете, который будет создан на базе бывшего мореходного высшего училища. Мурманская область проводит деловые недели. В ноябре будет деловая неделя, посвященная дальнейшему развитию арктического вектора в Мурманской области.

— Игорь Константинович, у нас в рамках нашей передачи есть рубрика «От Камчатского края до Калининградской области», в которой мы обычно спрашиваем наших гостей, насколько привлекателен тот или иной регион РФ с точки зрения внутреннего туризма. Мурманская область –северный регион. Какие есть туристические направления, туристические места в области?

— Любой регион России от Камчатки до Кубани может предложить много туристских и других привлекательных объектов. Мурманская область находится недалеко от Москвы, от Ленинграда, от европейской части — два часа на самолете, и можно посмотреть заповедные места. У нас там коренное население саамы. Есть специальные лабиринты, где исторические места, закрытые стеклянным колпаком, росписи на камне, пиктограммы. Второе направление  –экзотика, северная рыбалка. Семга очень большая ловится, и другая рыба. Третье направление –– город-герой Мурманск. В следующем году мы будем праздновать 100-летие со дня основания Мурманска. Это и военная история — там очень много мемориальных комплексов, много мест, где шли ожесточенные бои.

Мы сейчас активно продвигаем проект «Арктические ворота» — это круиз иностранных и российских туристских лайнеров вокруг Скандинавии с заходом в Мурманск, с выходом на берег.

Мурманская область может предложить самый разный туристский продукт. Мы сейчас рассматриваем такой маршрут, когда на больших теплоходах, на лайнерах можно причаливать к северным островам с высадкой, может быть, даже на Новой Земле. Мурманская область может многое предложить как один из регионов РФ, расположенный за полярным кругом. Таких регионов немного. Побывать в Арктике, порыбачить, на Саамском погосте побывать, поесть нашу северную ягоду – это очень интересное дело, я бы многим посоветовал посетить Мурманскую область и познакомиться с этим интересным уголком нашей России. 

Источник

Источник