Подведены итоги научной работы на сезонной дрейфующей станции "Северный полюс – 2015". Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской открывая пресс-конференцию, посвященную научным итогам работы дрейфующей станции «Северный полюс-2015», отметил, что сегодня решающее значение для развития деятельности России в Мировом океане имеет возобновление национальных экспедиционных исследований на прилегающих акваториях Мирового океана и, в первую очередь, на акватории Северного Ледовитого океана.
До девяностых годов XX века Россия осуществляла комплексный мониторинг состояния природной среды Арктики и, в особенности, Северного Ледовитого океана. С 1948 по 1991 гг. в арктических окраинных морях и в Арктическом бассейне выполнялись непрерывные круглогодичные комплексные научные наблюдения на дрейфующих станциях «Северный полюс» (СП) и ежегодные океанографическими съемки в зимне-весенний период (высокоширотные воздушные экспедиции «Север»), а в летний сезон – морскими экспедициями (ледовые патрули) в арктических морях. Итогом реализации программ натурных исследований стало значительное расширение знаний о Северном Ледовитом океане и создание баз океанографических данных и океанографических атласов Северного Ледовитого Океана и Арктики, которые обеспечили приоритет России в этих исследованиях.
«В наше время задача по возобновлению комплексной научной деятельности в этом регионе с каждым днем становится все более актуальной. Это связано и с растущими потребностями в области природопользования в Арктике, а также с необходимостью обеспечения эффективной охраны ее окружающей среды»- отметил Донской.
По словам главы природоохранного ведомства, проектов, подобных «СП-2015», в настоящее время нет ни у одной другой страны кроме России.
«СП-2015» удалось провести уникальный летний дрейф в северных широтах, благодаря которому ученые получили интересные данные по биоразнообразию, проявлениям климатических изменений в разных средах»- заявил министр.
Подобная исследовательская работа обладает большой научной ценностью, так как позволяет в непосредственной близости наблюдать за природными процессами, которые не только оказывают влияние на климат всей нашей планеты, но и являются индикаторами происходящих климатических изменений. Научная межведомственная программа работ на сезонной дрейфующей станции «СП-2015» выполнялась силами ученых ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», ФГБУ «Государственный океанографический институт им. Н.Н.Зубова», ФГБУН «Институт океанологии РАН им. П.П.Ширшова», ОАО «Севморгео».
Донской отметил, что в последние годы интерес наших арктических соседей к комплексным исследованиям в Арктическом регионе становится все более заметен. Так, в августе 2014 г. Норвегия высадила в околополюсном районе годовую дрейфующую станцию «Фрам», а уже в январе 2015 в районе Шпицбергена норвежской стороной был организован дрейф ледокольного судна «Ланс». Таким образом, в условиях нарастающей конкуренции в Арктике, работа дрейфующих станций «Северный полюс» имеет не только научное, но и важное геополитическое значение.
«Подобные экспедиционные проекты призваны укрепить приоритет Российской Федерации в области проведения комплексных исследований в Арктическом регионе. Многолетние наблюдения, выполняемые на базе российских дрейфующих станций способствуют росту авторитета России в глазах международной научной общественности и государственных институтов. А сама их организация предоставляет мотивированную возможность демонстрации российского флага в стратегически важном районе Мирового океана»- заявил Донской.
В то же время, организация дрейфующих станций «СП» — это только часть большой работы, которую Россия ведет и будет продолжать вести в Арктике. Следующий эволюционный шаг, который активно поддерживает Минприроды России – это строительство и запуск всесезонных ледовых платформ. Несмотря на сравнительно высокую стоимость подобных проектов, их появление позволит перевести высокоширотные исследования на качественно новый уровень. Министр отметил, что строительство подобных платформ даст импульс для развития новых технологий и обеспечит загруженность отечественных судоверфей. Реализация подобных проектов позволит поставить на системную основу получение информации с дрейфующих объектов. Минприроды России уже неоднократно подавало заявку на включение строительства самодвижущихся платформ в федеральную адресную инвестиционную программу. Если эта заявка будет одобрена, ввод в эксплуатацию «пилотных» проектов платформ может быть осуществлен уже в середине 2020-х гг.