23.12.2015

Небо и земля

В Якутии районная администрация впервые попыталась через арбитражный суд добиться отмены решения о разработке месторождения алмазов. Спорная россыпь расположена рядом с селом, в котором проживают представители коренного малочисленного народа Севера. Ее промышленное освоение может нарушить среду их обитания.

Оленекский район — самый большой в Якутии, но на его огромной территории расположены всего четыре населенных пункта. По печальной иронии судьбы, геологи нашли богатые алмазные россыпи не в стороне от обжитых мест, а в реке Малая Куонамка, на берегу которой стоит село Жилинда.

Осенью прошлого года был проведен аукцион по выбору недропользователя, и победителю вручили лицензию на разработку этого россыпного месторождения.

— О том, что на дне нашей реки собираются добывать алмазы, мы узнали, когда все решения уже были приняты, — рассказала "РГ" депутат сельского совета Евдокия Семенова. — Речка рыбная — здесь наши мужчины рыбачат, на ее берегах охотятся. Но главное, она служит для нас единственным источником воды — других водоемов поблизости нет. Как жить будем, если ее перероют бульдозерами?

В марте нынешнего года в ходе общественных слушаний селяне выступили категорически против добычи алмазов в этой реке. Жителей Жилинды поддержала районная администрация и через арбитраж решила добиться отмены приказа о выдаче лицензии на разработку месторождения. Основная суть претензий — аукцион был проведен без согласования с муниципалитетом и жителями села.

Конфликт возник из-за найденных алмазных россыпей в реке Малая Куонамка. Разработка месторождения нарушит уклад местных жителей

Обычной районной администрации не стоило бы даже начинать тяжбу — заведомо проигрышное дело. Но Оленекский район с 2003 года имеет статус эвенкийского национального. На всю его территорию распространяется законодательство о защите прав коренных малочисленных народов Севера.

— Благодаря нашему особому статусу любому недропользователю и промышленному предприятию необходимо стучаться к нам в дверь и согласовывать условия, — считает глава района Александр Иванов.

Спокойная жизнь маленького села (650 оленеводов, рыбаков, охотников и членов их семей) легла в этом арбитражном деле на одну чашу весов. На другой — 21 миллион карат алмазов, которые в незапамятные времена были вымыты из кимберлитовых трубок Малой Куонамкой и одним из ее притоков.

Чтобы поднять эти драгоценные камни, донные отложения надо промыть на обогатительной фабрике. Местное предприятие, получившее лицензию на разработку россыпи, давно отработало технологию, позволяющую извлекать кристаллы с наименьшим ущербом для природы. Жители Жилинды осведомлены об этом, но не хотят, чтобы реку, дающую им воду и пищу, мутили даже в щадящем режиме. На их стороне — целый пласт федеральных и региональных законов, гарантирующих им многочисленные права, включая право на беспрепятственную хозяйственную деятельность на территории традиционного природопользования.

Выигрыш в суде казался настолько очевидным, что еще до начала процесса, выступая на слушаниях в республиканском парламенте, глава района посочувствовал алмазодобывающему предприятию:

— Недропользователь уже оплатил приобретение лицензии, завез технику, теперь он понесет убытки, — отметил Александр Иванов. — Всего этого можно было избежать, если бы процедуру согласования аукциона соблюли полностью.

Между тем Арбитражный суд РС(Я) отклонил иск в полном объеме. Суд внимательно изучил не только федеральные, но и местные законы. И нигде не нашел норм, обязывающих государственные структуры согласовывать с представителями коренных малочисленных народов либо с муниципалитетами действия, касающиеся разработки недровых богатств. Все законодательство о КМНС "не потянуло" против одного закона о недрах.

Прав у коренных народов много. Но правовые нормы, гарантирующие им это многое, по логике судебного решения оказались фрагментарными, декларативными и часто вступающими в противоречие с другими законами.

Не помог и статус национального района. Более того, в решении отмечено, что даже полномочия районной администрации представлять в суде интересы эвенков, проживающих в Жилинде, "действующим законодательством также не подтверждаются".

Принятый вердикт не окончателен. Администрация района подала апелляцию, и коллизия в эти дни будет исследована еще раз. За процессом внимательно следят не только алмазодобытчики и жители Жилинды, но и депутаты парламента Якутии. Ведь это судебное разбирательство, по сути, стало первой проверкой законов о правах коренных народов Севера на возможность их практического применения в жизненно важном споре.

Прямая речь

Елена Голомарева, депутат Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я):

— Мы обеспокоены тем, что законы, которые были приняты на уровне Федерации и республики, не принимают во внимание. Если не будут учитываться права коренных народов, которые занимаются традиционными отраслями хозяйства, то в будущем у нас могут возникнуть очень большие проблемы.

Игорь Шпектор, член президиума Общественной палаты РФ:

— Тема коренных народов обсуждается многие годы, но ничего не решается. Все принятые нормативные акты — о районировании земель, оленеводст¬ве, рыболовстве и сельском хозяйстве — только ухудшали положение народов Севера.

Источник

Источник