Новые военные базы на островах в Северном Ледовитом океане, масштабные учения, в ходе которых на Новой Земле высаживаются десантники… Арктику российские политики и военные рассматривают не только как сферу жизненно важных интересов, но и как источник потенциальных угроз.
До конца 2016 года Россия завершит первый, островной, этап военного освоения Арктики. Об этом на минувшей неделе на селекторном совещании заявил министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. В 2015 году военные планировали построить в арктической зоне 440 различных инфраструктурных объектов; на 2016 год запланировано строительство еще 400.
Военное освоение Арктики является частью масштабного плана России по расширению контроля над этим регионом, важным с экономической и стратегической точек зрения. Попытки расширения полярных владений, ограниченных пока лишь 370‑километровой исключительной экономической зоной, российские власти предпринимают с 2007 года.
Военное присутствие
Развивать военное присутствие в Арктике Россия начала в 2010–2011 годах, причем основное внимание уделяется пока базам, построенным еще СССР. Речь идет о воссоздании аэродрома «Темп» на Новосибирских островах, восстановлении базы Рогачево на Новой Земле и погранзаставы Нагурское на Земле Франца-Иосифа. Планируется и модернизация основной базы Северного флота ВМФ России Североморска в Мурманской области.
В настоящее время аэродром Рогачево используется преимущественно для посадки транспортных самолетов, доставляющих продовольствие и технику для военного поселка Белушья Губа, расположенного неподалеку. Белушья Губа является центром российского ядерного полигона, известного как «Объект 700».
Он был создан в 1954 году. В состав полигона помимо Белушьей Губы входят три основные структуры: Черная Губа, Маточкин Шар и Д-II. При СССР они использовались для проведения подводных, наземных, подземных и атмосферных испытаний ядерного оружия. Последнее такое испытание состоялось в 1990 году.
В 2012 году Россия возобновила на полигоне неядерно-взрывные испытания, или докритические ядерные испытания. Они представляют собой особый подрыв ядерных боеголовок с изотопами плутония и урана, но без выделения ядерной энергии. В ходе подобных экспериментов производится подрыв химического взрывчатого вещества, которое взрывной волной обжимает образцы делящихся материалов с различным сроком хранения и фрагментов ядерных зарядов. Это позволяет исследовать физические процессы, происходящие в ядерных зарядах в момент взрыва. Плюсом таких испытаний является отсутствие заражения окружающей среды и радиоактивных выбросов. При этом исследователи получают возможность определить остаточный ресурс хранения ядерных боеголовок и подтвердить их надежность. В США аналогичные испытания в рамках программы Pollux проводятся на ядерном полигоне в Неваде.
В чем заключается островной этап военного освоения Арктики, министр обороны России на селекторном совещании не раскрыл. Российское военное ведомство вообще не очень любит распространяться о своей активности в регионе, хотя сам факт создания военных баз в Арктике не скрывает. Пока известно, что в 2014–2015 годах велось активное строительство и восстановление военных баз на Новосибирских островах Александра и Котельный.
По неподтвержденным данным, эти базы пока представляют собой пункты военного присутствия с ограниченными возможностями, но с потенциалом быстрого расширения в случае необходимости. Там возведены командные пункты, а также вспомогательные сооружения, включая склады горючего и системы отопления.
Однако пункты имеют обновленные подъездные пути и якорные стоянки. Это позволяет относительно быстро доставлять на острова строительные материалы и продовольствие. Кроме того, базы на островах Александра и Котельный позволяют принимать средние военно-транспортные самолеты, а при необходимости – развернуть небольшую авиационную группировку. Легкие блочные военные пункты также были введены в строй на острове Врангеля и на мысе Шмидта.
В целом такой вариант баз вписывается в заявления российских властей об их назначении: региональный и пограничный контроль и создание центров поисково‑спасательных операций по Северному морскому пути. К слову, еще в 2011 году Россия объявила, что намерена создать вдоль этого пути несколько военных объектов для базирования кораблей ВМФ и Пограничной службы.
Второй этап военного освоения Арктики, по-видимому, подразумевает создание семи аэродромов – в Тикси, Нарьян-Маре, Алыкеле, Амдерме и Анадыри в Якутии, на Таймыре и Чукотке. Подготовка бойцов для службы в арктических условиях проводится с 2013 года в Дальневосточном высшем военном командном училище.
Курсанты проходят горнолыжную подготовку, совершают прыжки с парашютом экстремально низких температурах, управляют снегоходами и осваивают курс выживания в экстремальных условиях. В прошлом году также планировалось создать специальный центр подготовки военных к службе в Арктике.
Террористы на Таймыре
В минувшем году российские военные провели серию учений в арктическом регионе. В марте разведывательные подразделения Ивановского соединения ВДВ в ходе внезапной проверки боеготовности впервые были десантированы в районе архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. В переброске военных были задействованы больше десятка Ил‑76.
В августе более тысячи военнослужащих приняли участие в плановом межвидовом учении сил Северного флота в Арктике – на полуострове Таймыр вблизи города Норильск. При этом, судя по легенде некоторых учений, российские военные не исключают появления в Заполярье диверсантов и террористов.
В сентябре в ходе учений на том же Таймыре вертолеты армейской авиации нанесли ракетный удар по диверсионным группам условного противника, который в итоге был разгромлен высадившимся тактическим десантом. А в октябре арктические мотострелки Северного флота провели на архипелаге Новая Земля учения по защите объекта военной инфраструктуры от группы условных террористов.
Для того чтобы успешно выполнять различные задачи в Заполярье, для военных разрабатываются новые типы техники. Например, ОКБ имени Симонова занимается созданием высотного разведывательного беспилотного летательного аппарата, который сможет вести наблюдение на дальности до десяти тысяч километров, находясь в воздухе до 48 часов. Аналогичные аппараты сегодня создаются в США и Канаде.
Кроме того, производители и разработчики занялись адаптацией для холодного климата существующей техники. Так, на вооружение России уже поступили бронетранспортеры БТР‑82 АМ и снегоходы «Буран». Эта техника имеет двигатели с системой предпускового обогрева, специальный обогрев кабины и десантного отсека, а также оптимизированное для работы в холода бортовое оборудование. В целом техника рассчитана на работу в морозы до минус 60 градусов Цельсия.
В конце ноября 2015 года Улан-Удэнский авиационный завод завершил контрольно-летные испытания первого образца вертолета Ми‑8 АМТШ-ВА, разработанного специально для полетов в Арктике. Специалисты Государственного летного испытательного центра Министерства обороны оценивали взлетно-посадочные характеристики Ми‑8 АМТШ-ВА, управляемость и маневренность вертолета, расход топлива и максимальную дальность полета при разных вариантах загрузки. Также были проверены новые системы, которые будут обеспечивать безопасность полетов в Арктике.
Ми‑8 АМТШ-ВА получил вспомогательную силовую установку ТА‑14 и усиленную трансмиссию. В машине реализована возможность продолжения взлета с максимальной взлетной массой при отказе одного из двигателей. В состав бортового оборудования Ми‑8 АМТШ-ВА вошли цифровой автопилот ПКВ‑8, система определения местоположения ССКМ–М и система поиска терпящих бедствие РПА‑500. Арктический вертолет получил специальные чехлы для защиты от снега и ветра и улучшенную теплоизоляцию кабины.
На случай потери спутниковых сигналов при полете на Крайнем Севере Ми‑8 АМТШ-ВА оснащен инерциальной навигационной системой БИНС–СП‑1. На вертолет установлена и система мониторинга местоположения других летательных аппаратов в условиях низкой видимости. Эта система получила обозначение АЗН-В «Пульсар». Поставка новых вертолетов военным началась в декабре прошлого года.
Не приходится сомневаться, что в ближайшие несколько лет Россия продолжит заниматься активной милитаризацией Арктики. Ведь во многом от этого будет зависеть контроль страны над судоходством и природными ресурсами региона.
Но, пожалуй, самое главное то, что Арктику российские политики и военные рассматривают не только как сферу жизненно важных интересов, но и как источник потенциальных угроз.
«Там сосредоточены ударные подводные лодки США, недалеко от берегов Норвегии. Подлетное время до Москвы ракет с этих лодок – 15–16 минут», – напоминал Владимир Путин пару лет назад. «Вы знаете, сейчас достаточно легко следить за лодками, но, если они уходят подо льды Арктики, их не видно. И это большая проблема», – констатировал он. При этом, по мнению статс-секретаря Минобороны Николая Панкова, в Арктику устремились развитые страны, даже не имеющие выхода к приполярным областям.
Наконец, над Арктикой проходит так называемый кросс-полярный авиамост. Это кратчайший воздушный путь между Северной Америкой и Азией. В случае возникновения масштабного вооруженного конфликта именно по этому маршруту полетит наибольшее количество бомбардировщиков и баллистических ракет из России в США и из США в Россию. Учитывая нарастание политической напряженности между Россией и странами Запада, кросс-полярный авиамост приобретает особое значение.