В своем выступлении Дмитрий Рогозин выделил несколько приоритетных направлений обеспечению национальной безопасности в Арктической зоне.
Во первых социально-экономическое развитие, включающее, прежде всего, меры по дальнейшему улучшению образования и медицинского обеспечения коренных народов, населяющих Арктическую зону РФ. «Общий объем межбюджетных трансфертов в прошлом году составил более 205 млн рублей», — отметил Дмитрий Рогозин. К сожалению, в силу экономической конъюнктуры, происходит сокращение бюджетных расходов и в 2016 году предусмотрено всего 142 млн рублей. Поэтому усилия будут сосредоточены на строительстве таких важных объектов, как школы, больницы, детские сады, спортивные и культурные объекты и жилье.
Второе направление – транспортная безопасность, ключевым направлением которой является Северный морской путь. Россия действует в рамках международного права, прежде всего, Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, которая позволяет устанавливать необходимые нормы и правила прохождения по СМП. Российская нормативная правовая база, касающаяся Северного морского пути, в целом, сформирована, что позволяет обеспечивать национальную безопасность в Арктике. Также обеспечиваются меры для безопасного прохождения судов по всей протяженности пути: постоянный контроль за их местоположением, их информирование о ледовой и гидрометеорологической обстановке, сформирована система поиска и спасания.
Принимаемые меры в поддержку Севморпути и стабильное финансирование, свидетельствует о его развитии. Если в 2013 году было перевезено менее 4 миллионов тонн грузов, то в 2015 – около 5,5 млн. Кроме того сокращается продолжительность перехода торговых караванов по СМП. Если в 2014 году она составляла от 7 до 39 суток, то уже в 2015 году – от 7 до 17 суток.
«С учетом складывающейся ситуации на Черном море, России необходим свободный, надежный и, самое главное, круглогодичный выход к «большой воде». В этом аспекте альтернативы Севморпути не существует», — сказал Дмитрий Рогозин.
Конечно, развитие СМП необходимо рассматривать в тесной увязке с иными видами транспорта, обеспечивающими его насыщение достаточным объемом грузов.
Необходимым элементом для обеспечения безопасности в Артике и социально-экономического развития Дмитрий Рогозин назвал возрождение авиационного парка.
Для обеспечения перспективных потребностей Арктической зоны Российской Федерации в авиатранспортном обслуживании к 2030 году нам потребуется от 80 до 135 легких многоцелевых воздушных судов пассажировместимостью от 7 до 19 человек. Дмитрий Рогозин заявил, что начало опытно-конструкторских работ по семейству легких многоцелевых самолетов запланировано на 2016 год, а начало поставок к 2020 году. Также в декабре 2015 г. получил сертификат вертолет Ми-38, который также способен эксплуатироваться в условиях Крайнего Севера.
Важным направлением зампред Правительства РФ назвал энергетическую безопасность, включающую модернизацию и строительство новых объектов тепловой и энергогенерации. В числе перспективных проектов Дмитрий Рогозин назвал плавучий атомный энергоблок (ПЭБ) и изучение возможностей использования ветрогенерации в условиях Арктики.
Работа по восстановлению загрязненных земель и ликвидация существующих свалок входят в комплекс экологической безопасности. «В настоящее время недостаточно урегулированы на законодательном уровне требования по предотвращению и ликвидации нефтеразливов на территории РФ, за исключением морей и континентального шельфа», — отметил Дмитрий Рогозин. Он обратился к членам Совета Федерации с предложением содействовать устранению указанной проблемы.
Международные отношения – серьезный инструмент отстаивания национальных интересов в Арктике. «Взаимодействие с арктическими партнерами России не прекращается даже в условиях санкций», — информировал Дмитрий Рогозин. Подтверждением этому выступает подписание в июле 2015 года в Осло в формате арктической «пятерки» Декларации о предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря Северного Ледовитого океана.
Важнейшим шагом является представление Россией 9 февраля 2016 г. в Комиссию по границам континентального шельфа своей обновленной заявки.
В случае подтверждения Комиссией по границам континентального шельфа обоснованности поданных заявок, «накладывающиеся» участки континентального шельфа в Арктике должны разграничиваться в двустороннем порядке путем переговоров и на основе международного права. При этом важно иметь в виду, что у России уже разграничены на основе соглашений морские пространства с Норвегией и США, линия разграничения на межгосударственном уровне не оспаривается. В этой связи с этими странами не будет «накладывающихся» участков.
Заместитель Председателя Правительства обратил внимание законодателей на важность участия субъектов РФ в международных арктических организациях. «Сейчас политически важно участие наших субъектов в международных арктических организациях. Даже при отсутствии видимого экономического эффекта такая деятельность очень важна, поскольку за Арктику ведется большая геополитическая борьба», — отметил он.
В ходе «правительственного часа» ряд членов Совета Федерации задали Дмитрию Рогозину вопросы, касающиеся проблематики, связанной с арктической зоной, а также выступления сенаторов от Архангельской области, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Мурманской области.
Как отметил Дмитрий Рогозин, российские министерства и ведомства будут сориентированы на обозначенные в Совете Федерации проблемы.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин рассказал о мерах по обеспечению национальной безопасности в Арктической зоне в ходе заседания Совета Федерации в рамках «Правительственного часа» 26 февраля 2016 года.
Полностью выступление Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина можно посмотреть тут