Многие, несомненно, читали великолепный роман Вениамина Каверина «Два капитана». В нем один из героев – Саня Григорьев – увлеченно читал новости о продвижении по Северному морскому пути ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Экспедицию возглавлял знаменитый полярный исследователь Отто Шмидт. Пароход прошел Северный морской путь от устья Северной Двины до Берингова пролива за два месяца и пять дней. Именно эта экспедиция сыграла огромную роль в освоении Северного морского пути. С середины 30-х годов ХХ века северная трасса Мурманск – Владивосток начала работать по расписанию. Мурманск, таким образом, стал «воротами» в Арктику. Севморпуть не прекращал своей деятельности даже в годы Отечественной войны. Но в лихие 90-е годы путь, в который был вложен самоотверженный труд не одного поколения, начал приходить в упадок. И за 25 минувших лет от него мало что осталось: сегодня работает лишь небольшой сегмент от Мурманска до Диксона. Что же ждет дальше некогда блиставший Севморпуть?
Модернизация? Коту под хвост
МВ России сегодня много говорят о модернизации. Но миллиарды рублей вкладываются в весьма сомнительные проекты. В частности, в плавучие атомные станции. И в безумный проект «Прорыв». Эти бы миллиарды – и на реанимацию Северного морского пути. Вот это была бы истинная модернизация. Тем более что в Арктике сосредоточены не только гигантские запасы нефти и газа. А ключ ко всем этим богатствам и есть Северный морской путь.
Это очень хорошо понимают многие приарктические страны, которые пытаются перетянуть арктическое «одеяло» на себя. На Севморпуть уже положили глаз и совсем не «арктические» Китай и Южная Корея. Эти страны ударными темпами строят современные ледоколы. С чего бы такая прыть? Во-первых, всем надоели сомалийские пираты: они продолжают брать в заложники сухогрузы и тунцеловы. А путь по Севморпути не только безопаснее, а еще и короче. Судите сами: расстояние от Мурманска до Шанхая по Севморпути можно пройти за 22 дня, а через Суэцкий канал – только за 42. Экономия на топливе составляет почти 1 млн. долларов. И еще в Арктике началось потепление, и «полынья» становится все шире и шире. Вскоре, по прогнозам гляциологов, по Севморпути можно будет ходить на яхте под парусом.
Заметки на полях
«Нигде так не проявляются величие человека, его мужество, его героизм, как на Севере».
Иван Папанин, полярный исследователь
Теплое течение Гольфстрима
В Арктике под парусом? Фантастика? Или просто сказки? Но на книжных прилавках можно найти книгу известного климатолога Николая Жарвина «Ледовый апокалипсис». Автор утверждает: глобальные изменения климата наступят не через 100–200 лет, как предсказывали большинство ученых, а уже в ближайшее время. Ледник может накрыть Мурманск, Калининград, Гамбург, Бостон и Чикаго. В Париж придут сибирские морозы. А как же глобальное потепление? По Жарвину, грядущие катаклизмы именно с ним и связаны. Земля за миллионы лет пережила несколько ледниковых эпох, между которыми были теплые периоды. По теории исследователя, за «реле», переключающее климат то на холод, то на тепло, отвечает ледовый щит Гренландии. За время ледникового периода он становится слишком тяжелым, и земная кора под ним прогибается. А теплое течение Гольфстрим течет на северо-восток, в Баренцево море.
Как это происходит сегодня? Благодаря теплым водам Гольфстрима Европа потихоньку оттаивает. Но от тепла начинает таять и лед Гренландии. И когда он совсем истончится, земная кора поднимется и океанские течения опять сменят маршруты. Гольфстрим повернет к Африке, оставив Старый Свет без обогрева, а вместо него в Северный Ледовитый океан с востока устремится теплое тихоокеанское течение Куросио. И тогда во Владивостоке заколосятся пальмы, влажные субтропики заполонят Якутию и Камчатку.
Драматичная судьба
– Судьба этого региона России очень драматична, – считал доктор географических наук, почетный полярник Григорий Агранат (ныне покойный). – Регион оказался наиболее чувствительным к ударам реформ. Перевозки по Северному морскому пути уменьшились с 7 до 1,5 миллиона тонн. Полярная авиация ликвидирована, число научных обсерваторий и наблюдательных станций сократилось в несколько раз. Атомный ледокольный флот совсем скоро выработает свой технический ресурс. И страховые компании запретят судам выход в море.
Заинтересованные в Северном морском пути как международной транзитной магистрали норвежцы, шведы, финны, японцы и китайцы пытаются захватить инициативу в свои руки. Возникают совсем уж неприличные ситуации. Норвегия при участии Японии и России трудилась над программой комплексного изучения Северного морского пути. Российские специалисты составили наиболее квалифицированную часть исследователей. По итогам были опубликованы десятки исследований. Однако они были изданы только на английском языке.
Сокровища Арктики
— Арктика – кладовая сырья, содержащая около 25% мирового запаса углеводородов и других полезных ископаемых, – рассказывает доктор географических наук Владимир Дроздов. – По подсчетам Министерства природных ресурсов, российская арктическая территория может содержать до 586 миллиардов баррелей нефти (нефтяные запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей). Еще в Арктике есть крупные залежи угля, никеля, меди, свинца, цинка, золота, алмазов и титана. И огромная часть этих запасов находится на российских шельфах.
До начала XXI в. приарктические страны не проявляли интереса к геологоразведке в этом регионе. Но с появлением прогнозов о грядущем потеплении все большее число стран начали столбить участки на ледовом Клондайке. И стратегические интересы некоторых из них уже давно переориентировались с зоны Персидского залива на Арктику.
Интернационализация Севморпути
Сегодня страны Запада все чаще ставят вопрос об интернационализации пути. Еще летом 1940 г., когда на Севморпути была осуществлена проводка каравана германских торговых кораблей в Японию, официальный Берлин обратился к Москве с предложением создать трехстороннюю компанию по эксплуатации Севморпути. Москва отказалась. Потом такую же идею выдвигали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. Лондону и Вашингтону тоже было отказано.
Но нынешние арктические соседи России намерены внести в Комитет ООН по морскому праву предложения по интернационализации Северного морского пути. К слову, до начала XX в. США, Канада, Норвегия и Дания осваивали только побережье Северного Ледовитого океана. Но когда выяснилось, что Арктика – это сырьевая кладовая, эти страны резво включились в борьбу за сырьевые ресурсы.
Вооруженные силы Канады провели в северных прибрежных районах военные учения «Нанук». Учения были нацелены на то, чтобы заявить, что Арктика – это важная составная часть Канады, и присутствие Канады, включая военное, будет постоянно наращиваться. Объявила Канада и о планах создания арктических военно-морских сил, включающих восемь боевых кораблей ледового класса. От Страны кленового листа не отстают и США. На Аляске размещены 24 тыс. военнослужащих. США собираются расконсервировать тяжелый арктический ледокол «Полярная звезда». Правительство Дании одобрило план создания объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования.
ФАКТ
Россия – единственная из приарктических держав, у которой нет министерства Севера.
Система «Поларнет»
«Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» правительство РФ разработало несколько лет назад.
Что сделано ? Оказывается, мало что. Эксперты обратили внимание на дальнейшее свертывание градообразующих производств, упадок инфраструктуры, отток населения, сокращение числа полярных станций, плохое состояние ледокольного флота и слабую научную базу.
И нужно реанимировать не только порты, которые находятся в упадочном состоянии, но и создать спасательную службу с опорным пунктом в Тикси. А работа спасателей невозможна без связи. Со связью в Арктике дела обстоят очень плохо. В 2015 году было запланировано создание единого информационного пространства Арктической зоны России. Рассматривают и прокладку кабеля по дну арктических морей – систему «Поларнет». НО ВМЕШАЛСЯ КРИЗИС!
Заметки на полях
«Невозможно представить, что перегруженная планета будет и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств. Нашей правящей олигархии, утонувшей во внутренних интригах, ничтожных расчетах и жадном обогащении, необходимо хоть когда-нибудь поднять глаза на эти божьи просторы несказанной красоты, души и богатств, которые по несчастному року достались в их вредительное владение».
Александр Солженицын, «Россия в обвале»
Ядерные отходы. Куда же без них?
Трасса щедро напичкана всякими разными потенциально опасными подводными объектами. МЧС России планирует создать систему специализированных аварийно-спасательных центров в российском секторе Арктики. В зону ответственности войдет и вся трасса Севморпути.
В рамках подготовки к расширению движения по Северному морскому пути специалисты МЧС провели в Карском море мониторинг затопленных ядерных реакторов. Из Архангельска вышел морской спасательный буксир «Неотразимый». Он прошел от Архангельска до Анадыря. На Новой Земле экспедиция детально обследовала реакторную сборку и реакторный отсек атомного ледокола «Ленин».
– Состояние объектов в районе Новой Земли опасений не вызывает, – такой вывод сделали специалисты Курчатовского института, которые были в составе экспедиции.
Участники экспедиции определили места будущих центров МЧС: они расположатся в Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке и Анадыре. Новые подразделения оснастят пожарно-спасательным спецоборудованием, вертолетами со специально подготовленными экипажами, а также судами и катерами.
130 конвоев
Немного истории.Впервые о промышленном освоении Севера и превращении северных территорий в Северный морской путь еще в 1525 году сказал русский дипломат Дмитрий Герасимов. Освоение Севморпути велось и сибирскими казаками. Но настоящий расцвет для Северного морского пути или, как его называли до ХХ века Северо-Восточного прохода, начался с 1877 года. Именно тогда стали проводиться регулярные Карские экспедиции. В 1879 г. была совершена первая сквозная экспедиция Норденшельда. Для нужд Севера был построен первый российский ледокол «Ермак». Летом 1899 г. адмирал Степан Макаров на «Ермаке» совершил поход в Арктику. В 1912 г. по Северному морскому пути прошли экспедиции Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна» и Владимира Русанова на шхуне «Святой Фока».
Бурное освоение Арктики продолжилось в двадцатые годы. Успешно проведенные Колымские экспедиции 1923 г. подготовили почву для сквозных рейсов по Севморпути. И чтобы этот путь существовал как единая и надежная транспортная коммуникация, нужна была развитая инфраструктура. В 1932 году было организовано Главное управление Северного морского пути. Для регулярного судоходства по Севморпути были созданы пароходства, полярная авиация и сеть гидрометеостанций. Построены порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения. Ученые, военные и строители вложили немало сил в строительство портов. Использование Севморпути требовало и постоянного изучения гидрографической обстановки в Северном Ледовитом океане. В Арктике были открыты 50 научных и метеорологических станций.
Долголетние вложения в Севморпуть оправдали себя во время Великой Отечественной войны. За четыре года арктической навигации с востока на запад было переведено 130 конвоев. Но в августе 1942 г. немцы попытались разорвать Севморпуть. Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» атаковал порт Диксон. Но атака была отбита.
В послевоенные годы грузооборот Севморпути увеличился в несколько раз. Но перестройка принесла на Севморпуть плохие времена. Объем перевозок сократился. Народ начал уезжать.Морские пароходства были акционированы. Транспортный флот стал собственностью неких полукриминальных АО. Аварийно-спасательный, гидрографический флот, а также портовые сооружения, как и ледово-информационная система «Север» остались без надлежащего контроля. И сегодня многое развалено. И разворовано.
Расчеты Пекина
Китай не оставляет попыток прорваться в арктический транспортный коридор. Стокгольмский Институт исследования проблем мира опубликовал исследование «Китай готовится к Арктике, свободной ото льда»:«Китай придает все большее значение последствиям таяния льдов в Северном Ледовитом океане в результате изменения климата», – говорится в этом исследовании. В КНР подсчитали, какие экономические выгоды сулит возможность доставки товаров в Европу в обход традиционных торговых путей через Малакский пролив и Суэцкий канал. Оказывается, маршрут из Шанхая до Гамбурга через Северный морской путь на 6400 км короче южного. Еще один плюс Севморпути – стоимость страхования судов, идущих через Аденский залив в Суэцкий канал, из-за деятельности пиратов возросла в 10 раз. Кому же захочется нести такие расходы?
Китайцы энергично изучают полярную зону Арктики на ледоколе «Снежный дракон». Они купили это судно у Украины еще в 1993 году. В конце 2010 г. Госсовет КНР решил: у «Снежного дракона» должны появиться «братья и сестры». Новый ледокол уже сошел со стапелей.
– Севморпуть при определенных капиталовложениях может стать для России геополитической благодатью, – полагал полярный исследователь Григорий Агранат.
Получается, что фактически Севморпуть – это сегодня самый неотложный проект модернизации России? О возрождении Северного морского пути громко говорят не первый год. А ситуация не меняется. Теперь еще и кризис вмешался. И не получится ли так, что скоро и без того слабомерцающую «кардиограмму» Северного морского пути вдоль и поперек начнут утюжить многочисленные «Снежные драконы»?