20.03.2016

«Оптимизировать» больше некуда

В Госдуме РФ рассматривают законопроект, запрещающий реорганизовывать и ликвидировать больницы и поликлиники без согласия специальной комиссии по оценке последствий такого решения. В сельской местности дать добро на этот шаг должны и местные жители. По оценкам экспертов, документ особенно важен для системы здравоохранения в Арктике и на Крайнем Севере, где фиксируется низкая плотность населения при обширности территорий и высокой стоимости транспортного сообщения.

В последние годы процесс проходит так: сначала в регионах проводится «оптимизация» медицинских организаций путем присоединения одной больницы к другой, появляется одно юридическое лицо с филиалами. А когда заходит речь о сокращении структурных подразделений, у местных властей очень легко поднимается рука на то, чтобы сократить, к примеру, станцию скорой помощи в филиале. «И никого не волнует то, что этот филиал расположен на расстоянии десятков километров от основной медицинской организации!»  — отмечает Лариса Фечина, член комитета Госдумы РФ по охране здоровья. Масштаб бедствия депутаты отметили в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в нижнюю палату парламента. «Согласно статистическим данным, число больничных организаций в России в 2000 году составляло 10 704, в 2005 году — 9479, в 2010 году — 6308, а в 2013 году — 4398… Количество противотуберкулезных диспансеров в 2000 году составляло 493, а в 2013-м — уже 235, онкологических в 2000 году — 116, в 2013 году — 101, психоневрологических в 2000 году — 164, в 2013 году — 99, наркологических в 2000 году — 203, в 2013 году — 96, врачебно-физкультурных в 2000 году — 156, в 2013 году — 81», — указано в документе. Тревожными темпами, по мнению парламентариев, сокращается и количество станций скорой медицинской помощи. Если 16 лет назад их было 3172, в 2013 году — уже 2704.

Для Арктики и районов Крайнего Севера любое необдуманное сокращение больниц и поликлиник может стать критичным. По словам Алексея Дьячковского, зампредседателя правительства Республики Саха (Якутия), из 151 участковой больницы региона 143 находятся в 298 труднодоступных и малочисленных населенных пунктах. При этом рассчитывать на традиционную скорую помощь в регионе могут далеко не всегда — сказываются отсутствие дорог и колоссальные расстояние. Выход один — санитарная авиация. Но это удовольствие не из дешевых: на то, чтобы доставить заболевших жителей республики до больницы, регион уже сегодня тратит солидные суммы. По данным Алексея Дьячковского, средняя стоимость одного вылета скорой составляет 700 тыс. рублей. Среднее число вызовов — 1,5 тыс. в год. Таким образом, в прошлом году на эти нужды было потрачено около 1 млрд рублей. Речь идет только о самых экстренных случаях, а чтобы обеспечить полную потребность в санитарной авиации, региону нужно 9 млрд рублей в год.

Как оказалось, на развитие авиационного транспорта в системе здравоохранения рассчитывают и в Салехарде. «Это необходимо в связи с бурным развитием нефтегазового комплекса, строительством заводов, морского порта в поселке Сабетта и началом работы Северного морского пути», — отметила Людмила Иванова, депутат Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. По ее словам, длительные и суровые периоды низкой температуры воздуха с сильными ветрами, работа по освоению и эксплуатации топливно-энергетического комплекса с длительным пребыванием на открытом воздухе — все это способствует появлению болезней органов дыхания, они занимают первое место в структуре первичной заболеваемости на протяжении последних двух лет.

По словам экспертов, предстоит проделать еще очень большую работу, чтобы жители Крайнего Севера чувствовали, «что доктор рядом». И только одним табу, наложенным на несогласованное закрытие больниц и поликлиник, здесь обойтись, конечно, не удастся. К примеру, серьезная проблема есть у коренных кочевых народов Севера. По данным Елены Зленко, зампредседателя Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, среди этой категории населения фиксируется высокая младенческая смертность: при возникновении проблем роженице просто не успевают оказать требующуюся помощь. Из-за отсутствия своевременной диагностики и лечения в регионе распространен туберкулез. При этом, если, к примеру, глава семейства имеет открытую форму болезни и не хочет лечиться, медработники не могут его заставить: по действующему закону у них на это прав нет, хотя очевидно, что инфекция распространяется очень быстро, так как семья живет в одном маленьком чуме.
Также необходимо подумать и о здоровье людей, которые приезжают на Север трудиться вахтовым методом. Их лечение нередко обходится в весьма существенные суммы, но регион не может их возместить из-за несовершенства механизма ОМС. «Нам нужен закон о медобслуживании вахтовиков на той территории, куда они откомандированы. Необходимо страховать этих людей по другим механизмам. Это в том числе нужно и для того, чтобы привлекать людей к работе на Крайнем Севере», — подчеркнула Елена Зленко. Увеличить количество бонусов и льгот для медработников, приезжающих на Крайний Север, призвала и Людмила Иванова. По ее мнению, привлекать работников в отдаленные регионы нужно не только программой «Земский доктор», но и другими методами. В том числе предоставлением в безвозмездное пользование помещений для размещения медицинских организаций.

Однако кабинет министров весьма вяло реагирует на просьбы и предложения из регионов. К примеру, на момент обсуждения законопроекта в Госдуме свой отзыв на документ правительство так и не предоставило. Как сообщили представители Минздрава, к предложению уже имеются замечания у финансового блока правительства. В частности, в Минфине считают, что проведение опроса о закрытии больниц среди местных жителей потребует определенных расходов, а значит, заверения парламентариев в том, что обсуждаемый законопроект не повлечет дополнительной нагрузки на бюджет, не соответствуют действительности.

Увяз при согласовании в различных инстанциях и еще один законопроект, на который жители глубинки возлагали немало надежд. Речь идет о поправках в закон об основах здоровья граждан, позволяющих оказывать медуслуги дистанционно, то есть регламентирующих развитие телемедицины. Предполагалось, что этот документ позволит узаконить оказание услуг через интернет по направлениям «врач—пациент» и «врач (медработник) — врач» и установить механизмы проведения дистанционных консилиумов. Работа над этим законопроектом началась еще летом прошлого года, и первоначально Минздрав дал на него «добро», но позже стал тормозить его внесение в Госдуму, объясняя это тем, что документ нужно более тщательно согласовать с медицинским сообществом.

Источник

Источник