Никто не спорит, что в Арктике столкнулись геополитические интересы многих стран. В рассматриваемом регионе залегает 30% всех мировых прогнозных запасов газа и 15% соответствующих запасов нефти ( по некоторым экспертным оценкам, запасы североарктического шельфа могут составлять до 75% всех запасов углеводородов планеты). Для промышленного, но практически лишенного природных ресурсов Китая это немаловажно. Пекин уже не скрывает, что у него есть стратегические интересы и за пределами Евразии.
Внешнеполитическая активность Китая в Арктике стала резко набирать темп в 2012 году, когда в рамках своего европейского турне председатель государственного совета КНР Вэн Цзябао встретился с руководителями Исландии и Швеции, обсудив с ними перспективы взаимодействия в Арктике. Не имея никаких территорий в Арктике, Китай, уже успел назвать себя «околоарктической страной» на том основании, что он находится в северном полушарии. В начале 2015 года Центр оборонной политики Китая в своём докладе заявил, что «Китай имеет жизненно важные интересы в арктическом регионе, связанные как с экономикой, так и с национальной безопасностью».
Согласно китайским долгосрочным прогнозам, к 2020 году по Северному морскому пути пойдёт от 5% до 15% китайского внешнеторгового грузопотока, в основном в виде контейнерных перевозок. По тем же прогнозам 10 процентов китайского внешнеторгового оборота будет к тому времени равняться 526 млрд. евро.
Можно обозначить целый комплекс интересов Пекина в Арктике: экономические интересы, включая природно-ресурсные и транспортно-логистические; геополитические и тесно связанные с ними военно-стратегические интересы; эколого-климатические; научно-исследовательские интересы, включающие в себя, как фундаментальные теоретические, так и разного рода научно-прикладные. Главными из которых являются экономические и геополитические интересы. В условиях перенаселения, Китаю требуется все больше природных ресурсов, и рано или поздно он начнёт исследование недр Арктики. Кроме этого, являясь главным мировым экспортером, Пекин также заинтересован в использовании северных транспортных путей (прежде всего, новые судоходные магистрали, которые могут появиться в Северном Ледовитом океане, как Северо-Западный проход, и Северный морской путь, тянущийся вдоль всего арктического побережья России).
Пекин также интересует перспективное повышение стоимости его экспортных товаров за счёт постепенного развития в Поднебесной тенденции повышения стоимости рабочей силы. Но это далеко не все, Китай заинтересован в обеспечении себе таких каналов поставок энергетических и других ресурсов, которые флот США не сможет или не захочет прекрыть. Касательно геополитических интересов, ещё в 2009 году известный китайский учёный Ли Чженьфу отмечал : «Когда заработает Северо-Западный проход, он станет новым осевым морским путём» между Атлантическим и Тихим океанами. Тот, кто будет контролировать этот арктический маршрут, будет контролировать новое направление мировых экономических и международных стратегий. Арктика имеет серьёзное военное значение, и другие страны признают этот факт».
Арктические государства по-разному реагируют на амбиции Пекина. Дания считает, что Пекин «имеет в Арктике законные экономические и научные интересы», а вот в Канаде убеждены, что он «угрожает суверенитету» арктических стран. Российские власти, в свою очередь, справедливо полагают, что Китай сейчас находится в активном поиске союзников, и что если сейчас не стать его союзником, то им наверняка станет кто-то другой. Поэтому сотрудничество двух стран может оказаться как для российской стороны, так и для китайской. Москва не только сможет переложить некоторую финансовую часть на партнера, но и к тому же сможет получить средства для модернизации существующих и строительства новых международных морских портов на всем протяжении Северного морского пути. Но при этом все же не следует забывать о крайне активной позиции Пекина по отношению к Арктике и о китайских геополитических интересах в этом регионе.