С самого начала было понятно, что государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» не решает никаких вопросов, не рассматривает Арктику в комплексе и ту проблематику, которая есть в макрорегионе.
Из всех государственных программ, которые действовали на момент разработки арктической программы, выбрали просто те кусочки, которые в той или иной степени касаются Арктики, соединили их в одно целое и решили особым образом контролировать выполнение этих кусочков в других государственных программах.
Министерство экономики Российской Федерации, разрабатывающее новую редакцию программы, полагает, что в документе необходимо оставить все, как есть. Добавить необходимо только специальные проекты развития, опорные зоны в каждом арктическом субъекте.Мотивируют тем, что кризисные времена, средства ограничены. То есть на самом деле то, что будет принято в качестве госпрограммы, это тоже временный паллиатив.
Развитие Северного морского пути тормозят отсутствие четкого представления о том, как этот процесс должен происходить, и субъекта практической организации использования транспортной артерии. Министерство по развитию Дальнего Востока, занимающееся вопросами развития Севморпути, считает, что грузопоток должен быть организован с Востока на Запад, забывая, что он может также активно идти и в обратном направлении, что необходим специальный флот, обустройство Севморпути и так далее.
Кроме того, даже если считать, что теоретическую часть может сделать Минтранс или Минэкономразвития, то на самом деле практическую часть делать тоже некому. Так как существующая в соответствии с законом администрация Севморпути — это, скорее, контрольно-надзорный орган, который должен контролировать порядок. И возникает вопрос: а кто должен организовывать эти потоки с практической, деловой точки зрения? Такого субъекта нет.
Арктические города необходимо классифицировать, выделив города-форпосты, транспортные пункты и моногорода. Первая и вторая группы должны поддерживаться при любых обстоятельствах. Эти города необходимы с точки зрения обороноспособности государства, функций транспортного узла, центров организации вахты, поддержки отраслей медицины и образования в регионах. Моногорода на будущее лучше стараться не создавать, а превратить Сибирь в опорную базу, в форпост для них.
Рано или поздно мы все равно вернемся к стратегии развития Арктической зоны, потому что она была сформулирована несколько в другое время, и там по-другому сформулированы задачи. У нас есть основы государственной политики, где определены цели нашего присутствия в Арктике, и есть стратегия, которая на основании этих целей разворачивает последовательность задач, и есть государственная программа, которая является инструментом достижения этих задач. Сейчас они не совпадают друг с другом, но рано или поздно нам придется выстраивать всю эту вместе взятую систему и делать еще и закон, который тоже будет инструментом для достижения задач и целей.