Глобальное потепление стало причиной таяния льдов в Арктике, и внимание мирового сообщества оказалось приковано к Северному Ледовитому океану. Надежды многих стран связаны с тем, что через Арктику может пройти новый маршрут. Также обостряется конкуренция между различными странами вокруг нефти и других полезных ископаемых Арктики.
Японии накоплен большой опыт в сфере арктических исследований, однако ее позиции слабы. В каком виде Японии следует проводить арктическую стратегию? Об этом мы поговорили со специальным представителем Японии по делам Арктики Кадзуко Сираиси (Kazuko Shiraishi) и замдиректора Государственного института полярных исследований Хироюки Эномото (Hiroyuki Enomoto).
Nikkei: Почему Арктика сейчас находится в центре мирового внимания?
— С конца 1970-х годов стало понятно, что потепление в Арктике идет быстрее, чем в других регионах. Мир осознал, что необходимо принимать меры, поскольку этот процесс влияет на климат и экосистему всей Земли. При этом в результате таяния льдов появилось больше возможностей для использования Северного морского пути. Также большие ожидания связаны с разработкой природных ресурсов континентального шельфа. Япония была наблюдателем в Арктическом совете (арктические государства обсуждают такие проблемы, как климат и разработка природных ресурсов) с 2009 года. В 2013 году она получила статус постоянного наблюдателя. В октябре прошлого года Управление морской политики Японии, которое возглавляет премьер, опубликовало «Арктическую политику Японии». Японская промышленность пока не вышла на уровень активного участия в арктических проектах, однако я чувствую, что интерес растет.
— Что вы сделали в первую очередь, став представителем?
— Важно было сообщить всему миру, что Япония сформулировала арктическую политику и пытается сыграть решающую роль для решения различных задач. Мы хотели бы подчеркнуть, что проблемы Арктики необходимо решать сообща, поскольку они оказывают влияние на весь мир. Япония может играть лидирующую роль в сфере исследования и изучения Арктики, применяя свою мощную научную базу. Правительство проводит активную научно-технологическую дипломатию. Раньше оно чаще проводило дипломатию для продвижения науки и технологий. В случае с Арктикой научно-технологическую базу можно применить в дипломатических целях. Япония хотела бы стать надежным игроком, внеся свой вклад в решение международных задач при помощи науки и технологий. Она будет выполнять свой государственный долг, что приведет к укреплению ее влияния.
— Каковы ближайшие задачи, связанные с арктическими природными ресурсами?
— США подчеркнули, что необходимо создать рыболовные правила для международных вод, которые не находятся под суверенитетом ни одной из арктических стран. Помимо Арктического совета, они хотят создать другую международную структуру, в которую войдут неарктические страны для длительного пользования рыбными ресурсами. Переговоры по этому вопросу должны начаться в ближайшем будущем. Япония пока не решила, поддержит ли она американский проект, однако она согласна с необходимостью длительного пользования. Японские технологии будут способствовать получению контроля над рыбными ресурсами и планктонными организмами.
— Вы будете поддерживать частный бизнес?
— Мы активно передаем информацию о бизнес-возможностях в Арктике. Посольство Японии в Финляндии в период с 2014 по 2015 год три раза организовывало миссию по арктической разведке. В этом мероприятии приняло участие большое количество представителей университетов, НИИ и промышленности. Мы даже побывали в Норвегии, где пообщались с представителями местного бизнеса и НИИ. Также мы хотим побывать в Дании и Швеции. Кроме того, в 2014 году Агентство по природным ресурсам и энергетике Японии подписало меморандум о намерениях с Аляской, суть которого состоит в обмене информацией для продвижения СПГ-проектов. Если промышленность будет предлагать конкретные проекты, то мы будем оказывать помощь, взаимодействуя с соответствующими министерствами и управлениями.
— При развитии Арктики без России не обойтись.
— Основные арктические маршруты проходят по территории России. При этом, поскольку существует неясность с тарифами на российские ледоколы, чьими услугами необходимо пользоваться при прохождении по маршруту, Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии сделало запрос по поводу этой проблемы. Также японские ученые отмечают, что нельзя свободно пользоваться российскими научными данными. Научное сотрудничество в Арктике выгодно как России, так и Японии. Мы сообщили представителю российского правительства, который находится на короткой ноге с президентом, что Россия может свободно пользоваться японской методикой наблюдений и информацией.
— Чего вы ожидаете от США, которые возглавляют Арктический совет?
— Президент Обама принял участие в Международной конференции по глобальному лидерству в Арктике, которая прошла на Аляске в августе-сентябре прошлого года. Действующий американский президент впервые посетил арктический регион, что говорит о том, что американские власти стали по-другому относиться к арктическим проблемам. США пытаются пересмотреть суть Арктического совета с учетом того влияния, которое оказывают арктические проблемы на весь мир. Позиция Вашингтона состоит в том, чтобы выйти за рамки таких проблем, как климатические изменения и коренные жители. Он хочет решать проблемы всем международным сообществом, а не только арктическими странами. Этот подход дает шанс Японии, стране-наблюдателю, которая хочет играть более важную роль. Мы будем прилагать все усилия к этому.