Высокий уровень зависимости страны от зарубежных поставщиков оборудования, технологий и сервисных услуг для морской нефтегазовой отрасли возник не за короткое время. Поэтому нет оснований считать, что его удастся существенно снизить в обозримой перспективе. Парадокс в том, что Россия имеет передовые отечественные технологии мирового уровня в производстве и эксплуатации атомных субмарин, атомных ледоколов и в космической отрасли, но так и не добилась мирового успеха в производстве оборудования и технологий для морской добычи углеводородов. Низкие цены на «черное золото» снизили рентабельность и инвестиционную привлекательность новых проектов нефтедобычи в Арктике
Поможет ли локализация?
По замыслу Правительства РФ локализация производства нефтегазового оборудования должна способствовать привлечению в отечественную промышленность крупных зарубежных инвестиций и импортозамещению.
Контракты и заказы на изготовление оборудования, оказание услуг, проведение строительных, геологоразведочных работ должны размещаться в России и работать на ее экономику. Эти заказы должны выполнять отечественные компании. Разумный уровень локализации должен быть не менее 70%, а то и 75%. По оценкам экспертов реализация шельфовых проектов на новых условиях способна привлечь непосредственно в добычу нефти и газа порядка $500 млрд прямых инвестиций в течение примерно 30 лет. И еще до $300 млрд могут получить смежные отрасли, включая глубокую переработку сырья.
Увы, сегодня о привлечении в российскую нефтегазовую отрасль сотен миллиардов долларов прямых зарубежных инвестиций не стоит даже мечтать. В последнее время при обсуждении вопросов локализации акценты смещаются в сторону ускорения темпов овладения технологиями для производства российской импортозамещающей продукции. При этом неизбежно возникают противоречивые оценки необходимости локализации производства и услуг для морской нефтегазовой отрасли в Арктическом регионе России.
Что и где локализовать?
Сегодня производство оборудования для освоения Арктики дешевле создавать и развивать в удаленных от нее промышленно развитых субъектах РФ. Отечественные производители и иностранные компании, локализующие производство вне Арктического региона России, используют это как преимущество перед локализованными на Севере конкурентами. Но при этом возникает очевидное противоречие между текущими задачами локализации и долгосрочными целями промышленного развития Арктической зоны РФ, включая цели импортозамещения. Работающий на Севере производитель нефтегазового оборудования безусловно нацелен на импортозамещение и развитие местной промышленности. А иностранная компания, локализующая производство в России, скорее всего, таких целей не имеет. В отличие от российских производителей, она не привязана ни к конкретному предприятию, ни к региону. Одно из главных конкурентных преимуществ иностранного поставщика перед российскими компаниями – это доступ к долгосрочным кредитам по выгодным ставкам иностранных банков.
Отечественные производители оборудования и поставщики сервисных услуг фактически не имеют возможности получить кредиты на приемлемых для бизнеса условиях в российских банках. Они вынуждены использовать на порядок менее выгодные схемы финансирования своего производства. Например, им приходится брать за основу схемы лизинга или обращаться в финансовые учреждения за предоставлением дорогостоящих банковских гарантий для обеспечения контракта или получения предоплаты.
Тенденции локализации
Зарубежный бизнес, связанный с проектами в Арктике, постепенно покидает российский Север. Около года назад свернула свое представительство в Мурманске «Тоталь Разведка Разработка Россия». Еще раньше оставила Архангельск норвежская Det Norske Veritas (DNV).
Сегодня многие зарубежные поставщики, даже из ближайших трансграничных стран Баренцева Евро-Арктического региона, уже не планируют размещать свой бизнес в Мурманской и Архангельской областях.
В конце 2015 года генконсульство Норвегии в Мурманске сообщило, что сразу несколько предприятий бизнеса с норвежским участием в Архангельске/Мурманске свернули свою деятельность. По данным генконсульства, в общей сложности в этих регионах сегодня зарегистрировано 36 коммерческих предприятий с норвежским участием. В Мурманске осталось 31 предприятие, в Архангельске – 5. Для сравнения: еще в 2012 году в Мурманске было зарегистрировано 42 компании с норвежским участием, в Архангельске – 7. У соседней Финляндии осталось всего 3 предприятия в Мурманске, но и они не связаны с российскими нефтегазовыми проектами. У Швеции сегодня вообще нет зарегистрированных компаний в Архангельске/Мурманске. Из числа стран, задействованных в российских проектах освоения шельфа Арктики, только Норвегия все минувшие годы наиболее твердо придерживалась концепции локализации производства в Арктическом регионе России. В середине прошлого десятилетия норвежцы предлагали создать на границе Мурманской области и губернии Финнмарк так называемую Поморскую зону – международную промышленную территорию для комплексной локализации производства шельфового оборудования, организации нефтегазового сервиса и трансфера в Россию норвежских технологий. Но этот проект сразу споткнулся о российские бюрократические барьеры. Вместо норвежской инициативы было решено создавать портовую особую экономическую зону «Мурманск».
Однако серьезные инвесторы, желающие стать резидентами этой ОЭЗ, так и не появились. В итоге крупных проектов локализации производства и поставок оборудования для нефтегазовой отрасли в столице Заполярья пока нет.
Из числа предприятий Норвегии с локализованным производством и сервисными услугами в Мурманске в последние годы оставались только два крупных поставщика нефтегазовых проектов. Это производитель бетона Ølen Betong AS (локализует производство в Мурманске с 2008 года) и компания Reinertsen AS, предоставляющая услуги инжиниринга, в том числе для нефтяной промышленности (в Мурманске с 2005 года). Обе компании можно назвать удачным примером локализации, так как они планомерно содействовали созданию условий для высококачественного производства на севере России.
Норвежский остаток
Ølen Betong AS участвовала в проекте «Ямал СПГ» и поставляла с Кольского п-ва на п-ов Ямал бетонные изделия для строительства завода по сжижению природного газа. В 2014 году она подписала контракт на поставку бетонных изделий (свайных оголовков, каждый весом 30–35 тонн) по проекту строительства завода СПГ с ЗАО «South Tambey LNG» (совместное предприятие Chiyoda, JGC и Technip). В Мурманске на принадлежащей ООО «Олен Бетон» производственной площадке компания возвела современный бетонный завод, построила цех для производства некрупных бетонных элементов, новое здание для производства крупных бетонных элементов, большой ангар для хранения сырья, несколько офисных и бытовых помещений. Компания использует в Мурманске собственное специализированное транспортное и подающее оборудование, имеет свою автомастерскую. Песок и гравий для нужд завода, а также для продажи поставляются с принадлежащего компании мурманского карьера, который расположен в 20 км от производственной площадки.
В столице Заполярья ООО «Олен Бетон» выпускает товарный бетон и некоторые элементы для домостроения, а также элементы для специальных проектов. До появления в Мурманске этой компании на Кольском полуострове не было аналогичного производства. Другим примером норвежской локализации в Мурманске до недавнего времени считалась Reinertsen AS (специализируется в области инжиниринга, строительства, сборки конструкций и инженерно-консультационных услуг). Компания обеспечивала рабочими местами более 500 человек, 99% ее работников были представлены российскими сотрудниками. В 2014 году корпорация Reinertsen AS даже открыла в Мурманске новый проектно-конструкторский офис, специализирующийся на инженерных изысканиях в шельфовой зоне для строительства нефтегазовых сооружений. С момента создания в Мурманске ООО «Рейнертсен НВР» компанией было выполнено 15 проектов в области проектирования и производства различных модулей и трубопроводных комплексов для нефтегазовых месторождений. Однако сегодня, по словам экспертов, она уходит из Мурманска и покидает пределы РФ.
Отечественный опыт
Российские региональные предприятия вынуждены в любых условиях искать новые возможности развития бизнеса и расширения своих поставок. И это не пресловутый «патриотизм», а естественная борьба за выживание. Поставщики российского Севера сегодня объединены в Ассоциацию поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» (г. Архангельск) и аналогичную ассоциацию поставщиков «Мурманшельф» (г. Мурманск). Их задачами являются содействие локализации производства оборудования, технологий и расширение регионального участия. В немалой степени благодаря этому на Севере сохраняется потенциал для реализации программы импортозамещения в нефтегазовой отрасли.
Для сравнения: в соседней Норвегии одним из требований к поставщикам на протяжении многих лет являлось максимально возможное приближение локализованного производства оборудования и сервиса к месторождениям на норвежском шельфе. Всего за 20 лет такой политики северные губернии страны фьордов и небольшой город Ставангер стали мировыми центрами шельфовой добычи нефти и газа. Но в России зависимость нефтегазовой отрасли от отечественного поставщика к концу прошлого века стала восприниматься как тормоз, мешающий развитию крупного бизнеса. Цены на нефть к началу нулевых годов были уже достаточно высокими, поэтому нефтегазовые компании могли покупать почти все, что им было нужно за рубежом. У иностранных производителей хорошо налажен маркетинг, отработана система гарантийного и постгарантийного обслуживания оборудования, которое зарекомендовало себя на проектах по всему миру. Это лишь некоторые факторы, ставшие причинами постепенного вытеснения с рынка российских поставщиков. Тем не менее российские промышленные предприятия ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО «ЦС «Звездочка» (г. Северодвинск, Архангельская область) с начала 90-х накопили большой опыт строительства морских нефтедобывающих сооружений. Ими построены МЛСП «Приразломная», СПБУ «Арктическая», нижние основания полупогружных платформ для зарубежных заказчиков и другие объекты. На «Севмаше» внедрен в производство комплекс конструкторских и технологических разработок для изготовления сосудов под давлением, колонного оборудования, универсальных буровых лебедок, устьевой арматуры и другого нефтегазового оборудования, внедрены технологии транспортировки и сборки на плаву крупногабаритных металлоконструкций из хладостойких сталей.
«Звездочка» при подготовке к Штокмановскому проекту совместно с норвежским партнером освоила производство элементов подводных добычных комплексов, осуществляла программу подготовки по сборке, испытанию, пусконаладке и обслуживанию оборудования для добычи на шельфе. Остается сожалеть, что технологии и опыт арктических оборонных предприятий в сфере производства оборудования для добычи и переработки нефти и газа остаются невостребованными.
Производство в Заполярье
В Мурманской области большие надежды на развитие производства нефтегазового оборудования возлагаются на создаваемые сервисные и производственные базы «Роснефти» и «Газпрома».
В частности, в поселке Росляково Мурманской области на базе 82-го оборонного судоремонтного завода «Роснефть» планирует строительство береговой базы обеспечения с площадками по производству элементов добычной инфраструктуры шельфовых проектов. Бюджет проекта по оценке экспертов потребует не менее 5,4 млрд руб. инвестиций на первую очередь. И еще более 18 млрд руб. будет необходимо для завершения проекта, запланированного в 2025 году. Также на территории порта Мурманска компанией «Газпромнефть-Сахалин» создана база обеспечения разведочного бурения в Печорском море и строительства скважин на Долгинском месторождении. Другая база с производственными площадками, принадлежащая компании «Газфлот», обеспечивает работы на шельфе в районе Приразломного месторождения в Печорском море.
Учрежденное ОАО «НОВАТЭК» в 2015 году в селе Белокаменка ООО «Кольская верфь» планирует на базе мурманского Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений построить три плавучих СПГ-завода мощностью 6,5 млн т каждый. Закладка первого СПГ-завода на платформе гравитационного типа должна состояться в 2018–2019 годах. Катализатором процесса развития производственных мощностей в Мурманске должны стать серьезные государственные инвестиции в проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» (МТУ). Без этого полномасштабная реализация проектов компаний, создающих свои производственные базы в Мурманске, будет затруднена.
Движение на Север
В Архангельской области зависимость региональной экономики от состояния нефтегазовой отрасли в последние годы ощущается не так остро, как в Мурманске. Крупнейшие судостроительные и судоремонтные предприятия Северодвинска обеспечены оборонными заказами на несколько лет вперед. Тем не менее нефтегазовое направление развития промышленности остается в числе приоритетных и для Архангельска.
К первой тройке наиболее удачных примеров успешной локализации и импортозамещения можно отнести появление в Архангельской области Центра пропульсивных систем ОАО «ЦС «Звездочка». Здесь создано новое для России производство винторулевых колонок (ВРК) и подруливающих устройств (ПУ).
В структуре «Звездочки» есть не только мощная производственная база, но и специализированное конструкторское бюро. Оно является центром трансфера технологий, под его контролем находится весь процесс проектирования и изготовления изделий. На «Звездочке» организовано не только производство, но и сервисное обслуживание ВРК и ПУ, а также поставка запасных частей. Предприятие является первым и единственным российским поставщиком всех видов пропульсивных комплексов (гребных винтов, винтов регулируемого шага, водометных движителей, винторулевых колонок, подруливающих устройств и т. д.).
На «Звездочке» создаются отечественные технологии, обеспечивающие высокую маневренность и низкие эксплуатационные издержки новым судам ледовых классов. Сегодня предприятие уже производит пропульсивные комплексы для СПГ-судов усиленного ледового класса, которые будут вовлечены в проекты, реализуемые на Ямале.
По словам директора Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергея Смирнова, проект «Ямал СПГ» реализуется в настоящее время на побережье Оби в порту Сабетта. Проект оказывает большое влияние на развитие промышленности и транспортной инфраструктуры Архангельской области. Он позволяет региональным компаниям приобрести опыт участия в крупном международном проекте, реализуемом в условиях Арктики. Оператор проекта и генеральные подрядчики взаимодействуют с Ассоциацией «Созвездие» по вопросам сбора информации о региональных поставщиках, производимой продукции и услугах. В настоящее время в проекте участвуют около 60 региональных предприятий – это судоходные, стивидорные, строительные компании, изготовители металлических и железобетонных конструкций, производители инертных материалов, поставщики спецодежды и многого другого.
Архангельские контейнеры
Еще одним успешным примером создания нового производства в Арктической зоне России служит опыт компании ЗАО «Белфрахт» (г. Архангельск) по замещению импортных поставок оборудования для нефтегазовой отрасли. В 2013 году компания организовала на одном из судоремонтных предприятий Архангельска производство оффшорных герметичных контейнеров для бурового шлама и стала сдавать их в аренду со своей сервисной базы в Мурманске. Ранее нефтесервисные компании, работающие в российской Арктике, арендовали такие контейнеры у зарубежных поставщиков. Отечественного производства этого оборудования не было.
Попутно компании пришлось разработать всю необходимую конструкторскую документацию, создать систему испытаний контейнеров, построить базу их обслуживания и ремонта, внедрить международные стандарты безопасности в производство и решить целый ряд других задач. Сегодня в столице Поморья по заказу ЗАО «Белфрахт» строятся уже не только шламовые, но и 6-ти и 10-футовые оффшорные герметичные контейнеры для сухих грузов. Компания владеет солидным контейнерным парком, состоящим из 380 шламовых и 130 других оффшорных контейнеров.
Главное отличие производимых в Архангельске отечественных оффшорных контейнеров от иностранных аналогов – низкие температуры эксплуатации. Все зарубежные поставщики поставляют в Ростейнеры, которые можно использовать лишь при температурах не ниже минус 20оС. Для летней навигации в Арктике этого достаточно. Но, например, на МЛСП «Приразломная» оффшорные контейнеры используются круглогодично.
Архангельские контейнеры изготовлены из специальных хладостойких материалов и имеют конструктивные особенности, позволяющие работать с ними при температурах до минус 40С.
Все изготовленные в Архангельске новые оффшорные контейнеры успешно использовались при обеспечении работ на МЛСП «Приразломная» в Печорском море и ППБУ West Alfa в Карском море.
Любопытно, что спустя два года после выпуска в Архангельске первой партии российских шламовых контейнеров удачную инициативу ЗАО «Белфрахт» подхватили в Санкт-Петербурге. Однако инициатором производства оборудования была уже не российская компания, а французская Schlumberger.
Арктический терминал
Симбиоз производственных и портовых мощностей характерен для большинства современных портов мира. Пожалуй, наиболее удачным примером создания крупного импортозамещающего производства в Арктической зоне РФ является проект компании «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС) в Архангельске, реализуемый в районе левобережного терминала Архангельского морского торгового порта.
В 2013 году МРТС приступила к строительству в устье Северной Двины собственной многофункциональной производственно-логистической базы «Левый берег». Сегодня в промзоне терминала МРТС уже налажено производство трубошпунта, изготовление сложных сварных металлоконструкций, крупногабаритных металлоконструкций, механическая обработка металлов, плазменная резка и еще ряд услуг для обеспечения работ на шельфе. На территории базы построен производственный цех для крупноблочных металлических конструкций, покрасочный цех и сварочный цех. При сварочно-монтажном участке создана школа сварщиков, где учат автоматической и полуавтоматической сварке труб большого диаметра для укладки подводных трубопроводов. Здесь работает лаборатория неразрушающего и разрушающего контроля, организована услуга дефектоскопии трубопроводов и других конструкций.
На территории терминала установлен мобильный портальный кран на колесном ходу Liebherr LHM 550, предназначенный для работы с большими грузами до 100 тонн. Важно отметить, что МРТС планирует дноуглубительные работы в акватории Архангельского морского торгового порта до 9–9,2 м (при существующих 7,5 м). Новые глубины позволят заходить в порт крупнотоннажным судам и транспортировать крупногабаритные конструкции. В перспективе все это даст возможность осуществлять на территории новой базы МРТС изготовление и перевалку крупных модульных конструкций, труб большого диаметра, генеральных и навалочных грузов.
Для Арктического региона РФ в целом и для Архангельской области в частности строительство в областном центре производственно-логистической базы МРТС «Левый берег» означает увеличение грузопотока через морской порт Архангельска (по оценкам экспертов – до 500 тыс. т в год). Вслед за этим ожидается развитие крупнейшего на севере России архангельского судостроительного кластера, расширение номенклатуры обрабатываемых грузов и увеличение налоговых отчислений в Арктическом регионе.
Ближе к шельфу!
Вряд ли необходимо, чтобы в самой Арктике на месторождениях нефти и газа в будущем работало много людей. Их место должна занять новейшая роботизированная техника. Но производство оборудования, особенно крупногабаритного, выгоднее размещать ближе к месту реализации проекта – на предприятиях, расположенных в Арктической зоне.
«Одни из самых высоких рисков при выполнении проектов в труднодоступных регионах – это транспортные риски,- подчеркивает Сергей Смирнов. — Затраты на доставку грузов в Арктическую зону могут занимать
до 35% в себестоимости поставок оборудования и материалов от производителя к заказчику. При локализации производства на предприятиях, имеющих выход в Арктику, с возможностью отгрузки продукции на морской транспорт указанные риски значительно снижаются. Сегодня по ряду причин компаниям проще создавать производство оборудования для Арктики не на Севере,
а в центральной и южной частях России. Но в долгосрочной перспективе наличие сервисных баз и производственных мощностей вблизи шельфа позволит получить мультипликативный экономический эффект, а значит – сэкономить на порядок более крупные суммы».
Портовые города Архангельск, Северодвинск и Мурманск наиболее близки к арктическому континентальному шельфу и обладают прямым выходом в северные моря. Они являются крупнейшими промышленными, транспортно-логистическими и научно-образовательными центрами в Арктическом регионе РФ. Но пока их потенциал не используется в полной мере.
Планомерное вовлечение арктического поставщика в производство товаров и услуг для нефтегазовой промышленности, а также локализация производства нефтегазового оборудования в Арктическом регионе РФ способны положить начало качественно новому промышленному, социальному и инфраструктурному развитию севера страны.
В конечном итоге это может стать тем недостающим звеном, которое приблизит затянувшееся начало масштабного освоения российских месторождений нефти и газа на шельфе Арктики.