Нет увлекательнее чтива, чем бюджет. Как раз сейчас подводятся итоги прошлого финансового года, и первым его проанализировал Независимый институт социальной политики в лице регионального директора профессора МГУ Натальи Зубаревич. С помощью представленных ученым расчетов узнаем о причинах обвального сокращения налоговых сборов на Ямале, назовем имена уральских регионов, которые до 78 процентов доходов направляют на социалку, и, раскладывая по косточкам бюджеты Екатеринбурга и Тюмени, попытаемся понять, насколько влияет наполняемость казны на качество и объем ремонта дорог в этих и некоторых других городах.
Отыгрались на коммуналке
Вот как, по предварительным данным, завершили год регионы УрФО. Югра нарастила консолидированный бюджет примерно на уровень инфляции, а именно на 12 процентов. Менее удачно финишировали Свердловская и Челябинская области, но и они вышли с плюсом. Курганская едва удержалась от падения. Тюменская просела слегка (5,5 процента), а Ямал — основательно. Здесь, похоже, фискальных отчислений поступило в кассу на одну седьмую меньше, чем в позапрошлом году, в том числе налога на прибыль — на целую четверть. А ведь это основной источник пополнения окружной казны. Подвели газопромышленники. Снизился и объем федеральных трансфертов. Впрочем, они не определяют финансовую погоду в автономии.
Наталья Зубаревич обращает внимание также еще на две отличительные особенности ЯНАО: ему нет равных по доле в казне налога на имущество (37 процентов) и, судя по отрицательным темпам собираемости налога на совокупный доход, Ямал вместе с Бурятией — единственные в РФ регионы, где смягчили фискальную нагрузку на малый бизнес. В целом по Федерации она ощутимо увеличилась, в среднем на 10,4 процента. На чем же экономило правительство арктического края? На ЖКХ, экономике. Здесь сокращение инвестиций измеряется десятками процентов. Не до жиру и в текущем году: запланированный дефицит бюджета превышает 16 миллиардов рублей.
В Тюменской области широко портмоне не открывают, заблаговременно откладывают часть доходов в кубышку — на черный день, потому и госдолг по нынешним меркам тут мизерный. Потери доходов есть, их, в частности, связывают с убытком Ямала в налоге на прибыль. Ведь почти треть его, согласно договору между нефтегазовыми автономиями и "материнской" Тюменской областью, зачисляется в бюджет последней. Она тоже пошла по пути оптимизации расходов на жилкомхоз и экономику, а еще подрезала сметы по графам "общегосударственные вопросы", "образование". Одно из следствий такого подхода — объединение, укрупнение школ, детсадов.
Самые большие доли расходов казны на социальные статьи — не только в УрФО, но и во всей России — отнюдь не у нефтегазовых регионов, а у Свердловской и Челябинской областей
Югра, напротив, резко, на 70 процентов, нарастила денежный поток на национальную экономику. Это, скорее всего, означает активное участие в реализации госпрограмм по принципу софинансирования. Например, в сфере АПК. Округ не поскупился и на коммуналку. Самые же большие доли расходов казны на социальные статьи — не только в УрФО, но и во всей России — отнюдь не у нефтегазовых регионов, как думают многие, а у Свердловской и Челябинской областей.
Почем на Севере рубль
Нынешней весной Наталья Зубаревич прочитала в Тюмени лекцию о поведении регионов в кризис. С их тактикой все более-менее ясно, а вот отдельные расчетные показатели не так просты, как кажется. Возьмем понятие бюджетной обеспеченности на душу населения. Это арифметика. Делим доходную часть бюджета на количество жителей — получаем искомое. Большинство субъектов РФ в 2014 году (более актуальных официальных данных на сегодня нет) держалось близ планки в 50 тысяч рублей на человека. Жители Сахалина, НАО, ЯНАО, ХМАО, Тюменской области, Москвы и Санкт-Петербурга были условно в несколько раз богаче. Ямальцы, к примеру, вшестеро, тюменцы — вдвое. Но следует учесть, что в арктическом регионе и расходы иные. Так, строительно-монтажные работы в полярном Салехарде обходятся несравнимо дороже, чем, допустим, в стоящем недалеко от границы с Казахстаном Ишиме. Сильно разнятся зарплаты учителей, медиков.
С другой стороны, в так называемой тюменской "матрешке" давно действует программа "Сотрудничество". Об отчислении северными округами доли ключевого налога в бюджет Тюменской области я уже упоминал. Суммы не пустячные. По информации депутата облдумы Фуата Сайфитдинова, в 2015-м смета "Сотрудничества" достигла 16,8 миллиарда рублей. В текущем, похоже, общий кошелек будет значительно толще. Собранные средства, повторю, значатся в доходах области, она ими распоряжается. Однако распределяются по всем трем субъектам в соответствии с договоренностями глав исполнительной и представительной ветвей власти.
— Преобладающая часть, что справедливо, идет на нужды северян. Хотя часто говорится о проектах, реализуемых в интересах всех сторон, де-факто деньги возвращаются в автономные округа, — подчеркивает экс-директор регионального департамента экономики кандидат наук Алексей Янин.
Напрашивается корректировка. Правда, в рамках существующих бюджетных нормативов она вряд ли возможна.
Дороги "убили" казначеи?
Расчет подушевых доходов — удобный начальный ориентир для оценки муниципальных бюджетов, для сравнения их потенциала и эффективности трат. Недавно эксперты ОНФ составили рейтинг 117 городов по качеству уличных магистралей. Тюмень в нем заняла первое место по качеству гарантийных дорог, по стоимости ремонта (11 245 рублей за квадрат, что, для сравнения, в 23 раза превышает траты Саранска, где качество сопоставимо с тюменским) и 71-е — по его эффективности. Из уральских городов в общем зачете Магнитогорск, Сургут, Екатеринбург, Курган, Челябинск соответственно на 56, 57, 59, 60 и 107 позициях. "Вне конкурса" осталась масса городов. Автор этих заметок в апреле ненароком "протестировал" две главные дороги южноуральского Миасса — центральную и объездную — и содрогнулся: яма на яме. Денег нет?
В среднедушевом исчислении расходные бюджеты Миасса и Екатеринбурга не слишком отличаются — 22-23 тысячи рублей по предыдущему году. В Тюмени в полтора раза больше. Но это сравнение мало что дает для анализа. Тюмень превышает Миасс по территории в два с небольшим раза, по населению — вчетверо. Столица Урала больше Тюмени соответственно в шесть раз (отсюда понятна огромная разница в размере транспортной сети) и в два. Сопоставим наполнение двух целевых дорожных программ: в сибирском городе на строительство, реконструкцию и ремонт направили свыше трех миллиардов рублей, в Екатеринбурге — около полутора. Пояснять излишне.
В 340-тысячном Сургуте, где деление казны на число жителей дает цифру около 67 тысяч рублей, на ремонт дорог потратили приблизительно 560 миллионов. В текущем году из зарезервированных на эти цели средств осталось ориентировочно 350 миллионов. Маловато, конечно. Муниципалитет надеется на помощь градообразующей нефтегазовой компании.
— Нужно осторожно оценивать траты на ту же транспортную инфраструктуру, ведь показатели муниципального бюджета не всегда верно отражают все параметры расходов. В Тюмени часть объектов финансируется напрямую из региональной казны, — говорит Алексей Янин.
Он прав. Есть основания, не детализируя, прибавить Тюмени в расходы еще миллиарда полтора дорожных рублей. За областью, к примеру, мостовые сооружения. Она же, выступая заказчиком, продолжает строить в городе набережную — одну из красивейших в стране и одну из самых дорогих. Объявлен конкурс на проведение очередного этапа работ. Исполнитель может рассчитывать почти на миллиард. Сколько миллиардов уже потрачено, распорядители налоговых отчислений почему-то держат в тайне.
Что касается поступлений, то в структуре собственных доходов муниципалитета "зарплатный сбор", НДФЛ, составляет 70 процентов. В Екатеринбурге — 40. Тюмень больше, чем Екатеринбург, зависима от поступлений из вышестоящего бюджета: их доли 60 и 40 процентов соответственно. По опубликованным администрацией Тюмени прогнозам, в 2017-м бюджет города сократится на три миллиарда.