Согласно новому исследованию, посвященному коммерческим возможностям и сложностям арктического судоходства, проведенному исследователями отдела судоходства Копенгагенской школы бизнеса, сезон судоходства на Северном морском пути останется слишком коротким для возникновения экономической целесообразности инвестиций в суда ледового класса в предстоящие десятилетия. И только после 2035 года арктический морской путь вдоль северного побережья России сможет стать конкурентоспособным для некоторых судов сопоставимых размеров.
Цель исследования заключалась в определении того, когда (если это вообще возможно) инвестиции в контейнеровозы с ледовыми подкреплениями, использующие Северный морской путь, станут более выгодными, чем инвестиции в суда, работающие в открытых водах и ходящие только по Суэцкому каналу.
Авторы сравнивали судно, использующее Северный морской путь, вместимостью 8000 контейнеров (ДФЭ) с тремя контейнеровозами, работающими в открытых водах и ходящими по Суэцкому каналу, вместимостью 8000, 10 000 и 15 000 ДФЭ соответственно. В рамках исследования было принято, что судно с ледовыми подкреплениями ходит по Северному морскому пути на протяжении сезона судоходства и по Суэцкому каналу в случае, когда лед препятствует доступу в арктические воды.
В своем исследовании Копенгагенская школа бизнеса задействовала инновационную программу расчета для определения года, когда инвестиции в суда с ледовыми подкреплениями, предназначенные для судоходства по Северному морскому пути, станут более выгодными, чем инвестиции в обычные контейнеровозы, использующие Суэцкий канал. При помощи данной программы исследователи рассчитали сравнительные затраты на один контейнеровоз, принимая во внимание более десятка переменных, включая технические характеристики и размер судна, тип и мощность двигателя, среднюю скорость и расстояние хода, сезон судоходства, транзитные сборы и коэффициенты нагрузки. Согласно заявлениям авторов исследования, данная программа сочетает экономическую модель с вопросами прикладного судостроения и является первой в своем роде программой, специально разработанной для сравнения арктического судоходства с традиционными морскими путями.
Кроме этого, вместо вынесения детерминистических суждений об арктическом судоходстве по состоянию на единичный момент времени применяемые комплексные методы позволяют создавать подробные сценарии, способствующие пониманию того, как различные факторы и переменные влияют на целесообразность использования Северного морского пути для судоходства и когда в отдельно взятом сценарии достигается уровень безубыточности. Таким образом, данная программа позволяет детально рассмотреть, как, к примеру, более высокая или низкая стоимость топлива влияет на экономический расчет судоходства через Арктику.
По словам Петера Грёнсетта (Peter Grønsedt), старшего научного сотрудника в рамках данного исследования, «в настоящее время ежегодный сезон судоходства слишком короткий, чтобы компенсировать более высокий расход топлива и капитальные затраты на суда с ледовыми подкреплениями в сравнении с судами, ходящими по Суэцкому каналу». Кроме этого, «сезон судоходства остается слишком непостоянным, чтобы можно было установить строгое расписание, на которое полагается большинство линейных перевозок».
В исследовании было проанализировано несколько сценариев, включая «движение малым ходом», когда суда идут с меньшей скоростью для снижения затрат на топливо. В связи с этим Грёнсетт делает вывод, что «судоходные компании могут добиться дополнительной экономии средств за счет прохода судов по Северному морскому пути с меньшей скоростью хода по сравнению с Суэцким каналом». «Однако текущее снижение цен на нефть уменьшило мотивацию к использованию арктических путей, несмотря на сокращение расстояний плавания», — добавляет он.
И хотя результаты исследования показывают, что арктическое линейное судоходство может стать экономически целесообразным примерно к 2040 году, возможность регулярного сообщения по Северному морскому пути зависит от нескольких важных предпосылок, каждая из которых связана с серьезными неопределенностями.
К таковым относятся размеры судна, наличие ледокола, сдерживающие обстоятельства при использовании пути, такие как транзитные сборы и сборы за ледокол, цены на нефть и будущее сокращение морского ледового покрова. Даже при быстром увеличении безледового судоходного сезона и значительном увеличении цен на нефть по Суэцкому каналу смогут ходить самые большие суда при меньших затратах ввиду зависимости экономических показателей от размеров судна.