Через месяц Минвостокразвития представит модель развития Северного морского пути — ее обсудят в сентябре на Восточном экономическом форуме. "Ъ" ознакомился с предложениями правительству экспертно-аналитического центра (ЭАЦ) РАНХиГС — в частности, для развития северных территорий аналитики предлагают создать траст-фонд, перераспределяющий НДС и отчисления компаний в пользу местного малого бизнеса. Арктика — территория крупных и масштабных политических проектов, перераспределения налогов не будет, а сама по себе инфраструктура никому не интересна, возражают бизнесмены.
"Ъ" ознакомился со стратегией развития Северного морского пути (СМП), подготовленной для правительства аналитиками РАНХиГС. Интерес экспертов к региону вызван тем, что до 1 июля 2016 года Минвостокразвития должно разработать финансово-экономическую модель развития Севморпути. Такое поручение Владимир Путин дал по итогам Восточного экономического форума в 2015 году.
Эксперты РАНХиГС отмечают, что Севморпуть не стоит переоценивать — "он не превратится в ключевую транзитную магистраль глобального масштаба" из-за эксплуатационных расходов и конкуренции с мировыми портами. Так, по Суэцкому каналу в 2012 году перевезли почти 740 млн тонн грузов — на порядок больше, чем можно ожидать от СМП даже через 20 лет. Но в перспективе РФ может превратить морские транспортные услуги в статью дохода. "Необходим запуск различных моделей и форматов развития — с опорой на Севморпуть, в комплексе с реализацией всего остального потенциала территорий",— говорит глава ЭАЦ РАНХиГС Николай Калмыков. Привлекать бизнес он советует за счет сотрудничества с Норвегией, Сингапуром, Китаем, Кореей и Японией, которые могли бы помочь инвестициями и технологиями, а также снятием бюрократических барьеров, развитием транспортно-логистических кластеров (вложения в новые ледоколы и восстановление портов СМП и инвестиции в другие виды транспорта).
Часть затрат бизнеса, предлагают аналитики, может быть компенсирована налоговыми льготами для судовладельцев. Еще одна идея — создание траст-фонда (аналогичные есть на Аляске и в арктических районах Канады), наполнять его предлагается средствами от аукционов на недра, отчислениями от прибыли компаний, а также перераспределением высоких в северных регионах сборов НДС. Сейчас они полностью поступают в федеральный бюджет — но часть средств через фонд могла бы пойти на поддержку малого бизнеса, полагают аналитики. Напомним, аналогичную модель финансирования развития Дальнего Востока предлагало Минвостокразвития (речь тогда шла о том, чтобы оставлять в макрорегионе часть прироста сборов федеральных налогов, кроме НДС) — однако идея, хотя и была подкреплена поручением президента, до сих пор не реализована.
Гендиректор "Атомфлота" Вячеслав Рукша заявил "Ъ", что такая модель финансирования СМП "работать не будет" — в Арктике сегодня действуют и выживают мегапроекты, в том числе, "Ямал СПГ" НОВАТЭКа, "Газпром нефти", "Норникеля". Дальнейшее освоение региона было бы возможным при возникновении новых серьезных договоренностей и торговых отношений, а без мегапроектов "сама по себе инфраструктура не представляет ни для кого особого интереса", отмечает топ-менеджер. Как правило, даже масштабные проекты в Арктике занимают сравнительно небольшую территорию, однако дают дополнительное развитие для региона в виде хорошей налогооблагаемой базы, говорит он. "Эти средства как раз можно было направить на развитие малого и среднего бизнеса коренных жителей",— заключил топ-менеджер. Директор по развитию агентства "Портньюс" Надежда Малышева согласна с этими доводами: по ее словам, обсуждать участие малого и среднего бизнеса "достаточно странно", и пока не начнется активное освоение нефтяных и газовых месторождений, "резкого увеличения объемов грузоперевозок в регионе не произойдет".
Сводить предложения экспертов будет Минвостокразвития при участии аналитического центра при правительстве и McKinsey к Восточному экономическому форуму-2016. Доклад экспертов РАНХиГС, пояснил Николай Калмыков, не синхронизирован с этой работой и направлен в правительство весной. Как сообщили "Ъ" в пресс-службе Минвостокразвития, ведомство "считает необходимым учитывать все экспертные позиции и готово к обсуждению" и с учеными, и с властями регионов (Мурманска и Камчатского края), и с грузоперевозчиками ("Атомфлотом", "Совкомфлотом", FESCO).