Арктическая зона — регион исключительного значения для экономики, национальной безопасности и внешнеэкономических связей Российской Федерации. Уже сегодня здесь работают многие крупные российские компании, готовые вкладывать средства в разработку месторождений полезных ископаемых. Какие проекты сегодня реализуются в Арктике? Какова роль муниципалитетов в этой работе и что необходимо учесть в законе об Арктической зоне? Об этом «Парламентской газете» рассказал глава Норильска Олег Курилов.
— Олег Геннадьевич, каковы на сегодняшний день приоритетные направления развития Арктики?
— Приоритетные направления определяются национальными интересами нашей страны. Основы государственной политики в Арктике утверждены президентом ещё в 2008 году. Арктика рассматривается прежде всего как стратегическая ресурсная база России. В Основах госполитики закреплена необходимость сбережения арктических уникальных экологических систем и использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации с запада на восток и обратно.
Позднее президент утвердил другой документ — Стратегию развития Арктической зоны до 2020 года. В ней речь идёт о комплексном социально-экономическом развитии территории, развитии науки и современных технологий, обеспечении военной безопасности. Всё это наши приоритеты, и работа над каждым конкретным проектом строится на основе этих положений.
— Какова степень готовности бизнеса вкладывать средства в развитие Арктики? Насколько высок её инвестиционный потенциал?
— Степень готовности высокая. Колоссальный потенциал арктических территорий очевиден. Сегодня Арктика является крупнейшим поставщиком металлов на внутренний и внешний рынок и благодаря ей Россия по добыче полезных ископаемых занимает одно из ведущих мест в мире среди арктических стран — производителей минерального сырья.
Сейчас здесь работает и «Газпром», и «Роснефть», и ЛУКОЙЛ. Открываются новые месторождения. На севере Красноярского края, в районе Диксона «ВостокУголь» начинает обрабатывать месторождение коксующего угля. На Ямале строится порт Сатбетта и завод по сжиженному газу мощностью 16,5 миллиона тонн в год.
Ежегодно большие средства в производственную программу вкладывает «Норильский никель». Компания создаёт новые рудники, реализует экологические проекты. В этом году в Норильске закрывается самый старый никелевый завод, что позволит значительно улучшить экологию района, и попутно строятся два цеха по утилизации серы. На территорию Норильского промышленного района в ближайшее время с большими инвестициями должна зайти компания «Русская платина» с проектом по строительству двух рудников и фабрики по переработке металлов платиновой группы. Как видите, российский бизнес готов вкладывать деньги. Наличие Северного морского пути и судоходных рек также значительно повышает интерес бизнеса к Арктике.
Однако степень разведанности запасов арктических территорий невысока. Эксперты расходятся в оценках, но, например, на Таймыре разведанность месторождений составляет от пяти до десяти процентов. Для дальнейшего освоения Арктической зоны и продвижения уже действующих проектов нужно развивать инфраструктуру с участием в том числе механизмов государственно-частного партнёрства.
— Обладают ли отечественные предприятия современными технологиями, позволяющими вести арктические проекты? Может, нужно привлекать зарубежных партнёров?
— Обеспеченность технологиями, особенно для сложных климатических условий Арктики, — одна из задач, стоящая перед нашей страной. Канада, США, Норвегия, Дания давно ведут разработки на арктическом шельфе и у них есть свои уникальные разработки, которые используют и «Газпром», и «Роснефть». Мы создаём совместные предприятия и привлекаем иностранные компании в качестве генеральных подрядчиков для строительства новых объектов. Но отечественные предприятия уже также участвуют в реализации арктических проектов, например, в Печорском море, при проведении геологоразведки, строительстве завода по сжижению газа на Ямале. Уже сегодня российские компании оказывают услуги в области транспорта, логистики, в строительстве баз материально-технического обеспечения проектов, прокладке дорог, возведении причалов.
Что же касается техники, то её мы покупаем у зарубежных поставщиков. Просто пока она объективно лучше, да и наша промышленность не специализируется на производстве большого перечня оборудования. Если же говорить в целом о проблеме, то наша наука должна быстрее осваивать новые технологии. Для этого необходимы значительные инвестиции в научные разработки и здесь нужны конкретные решения на федеральном уровне.
— Какова роль муниципальных образований в реализации проектов развития арктических территорий?
— С муниципальными образованиями — как на фронте. Есть стратегия, генералы, а на «земле» — люди, которые каждый день занимаются решением конкретных задач. Арктика — это люди, которые живут в непростых географических и климатических условиях. Это коренное население, люди, которые приехали в построенные города или вахтовые посёлки. И теперь задача местной власти связана с улучшением качества их жизни.
Как я уже говорил, в Арктике реализуются проекты с большими инвестициями. Появляются новые рабочие места, строятся детские сады, школы, поликлиники, больницы. Всё это является залогом успеха развития муниципального образования, но без помощи крупных предприятий нам не обойтись, потому что за счёт одних бюджетных средств арктическую территорию мы не поднимем.
Хочу привести наглядный пример. Недавно администрация Норильска провела очередное совещание с представителями Росавиации, «Норильского никеля» и региональной власти по вопросу реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорта Норильск. Это не просто очень важный проект — стратегический. Наш аэропорт входит в перечень аэродромов федерального значения, потому что от его работы зависит безопасность всей территории. Это единственные воздушные ворота всего Таймыра, подчеркну, единственная круглогодичная возможность добраться до города. Но взлётно-посадочная полоса уже выработала свой эксплуатационный ресурс. Совместно удалось найти решение по проведению работ без полного закрытия аэродрома. Модернизацию и реконструкцию полосы будем производить в три этапа, с 2016 по 2018 год. И как раз в реализации этого проекта участвует крупный бизнес, федеральный и региональный бюджеты.
— Каким вы видите новый закон о развитии Арктической зоны?
— Вопрос принятия закона о развитии Арктической зоны обнажил основную проблему, на решение которой он и должен быть направлен, а именно — неоднородность арктических территорий. Вначале всем казалось, что Арктика одинакова, пусть не по географическим, но хотя бы по климатическим условиям, и везде проблемы одни и те же. Но это совсем не так. Что для одной территории хорошо, для другой — очередная проблема. Именно поэтому предложения нового проекта закона о создании опорных зон мне видятся разумными.
Есть у этого предложения и недочёты. Его авторы предлагают наделить управляющие компании, которые будут осуществлять управление опорной зоной, слишком широким спектром полномочий, некоторые из которых исторически реализовывались местной властью. Это и обеспечение функционирования объектов инфраструктуры, и строительство и эксплуатация автомобильных дорог, и организация транспортного обслуживания, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведения и иные функции для обеспечения жизнедеятельности лиц, находящихся в опорной зоне развития.
Вместе с тем Конституционный суд не раз подчёркивал, что, осуществляя правовое регулирование в сфере местного самоуправления, законодатель не может действовать произвольно. Принимаемые в этой сфере решения должны учитывать конституционную природу местного самоуправления как наиболее приближенного к населению территориального уровня публичной власти.