19.06.2016

Губернатор Мурманской области М.Ковтун: «Кольская арктическая опорная зона будет развиваться в нескольких направлениях»

Мурманская область продолжает реализацию арктических проектов, параллельно проводя многоступенчатую работу по обеспечению дальнейшего промышленного роста, начиная с кадровой политики. Каким образом арктические проекты будут обеспечены квалифицированными и молодыми рабочими кадрами, какую роль в этом сыграл Петербургский международный экономический форум-2016 и что ждет будущую Кольскую арктическую опорную зону в интервью "Интерфаксу" рассказала глава региона Марина Ковтун.

— Марина Васильевна, на ПМЭФ-2016 было подписано трехстороннее соглашение о внедрении регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста между правительством Заполярья, Агентством стратегических инициатив и WorldSkills Russia. Как оно будет воплощаться в контексте региона?

— Мы уже давно идем по пути внедрения стандарта, создали центр арктических компетенций, тем самым объединив все свои профтехколледжи. То есть система среднего профтехобразования нацелена, в первую очередь, на потребность рынка. Мне кажется, одним из критериев стандарта будет трудоустройство выпускников колледжей, то, насколько они востребованы на рынке труда. Вот с этим у нас как раз проблем нет, поскольку предприятия делают заявки на много лет вперед на обучение тем или иным специальностям наших студентов. Сто процентов ребят трудоустраивается, их ждут на предприятиях, они показывают достаточно высокий уровень квалификации, что отмечает работодатель. Рабочие специальности становятся очень востребованными.

Через подписание этого соглашения мы надеемся получить больше компетенций, знаний, чтобы усилить интерес к рабочей профессии. А чем она может быть интересна молодому человеку? Тем, что, получая хорошую профессию, он может найти высокооплачиваемую работу, создать семью, обеспечивать ее и крепко стоять на ногах. И тогда уезжать из региона в поисках лучшей доли или какого-то мифического счастья не надо.

— В марте в Мурманске на выездном заседании президиума Госкомиссии по вопросам Арктики Минэкономразвития России предложило новый подход в ее социально-экономическом развитии, сформировав опорные зоны. Как этот территориально-кластерный подход будет работать на территории региона?

— В Мурманской области будет создана Кольская опорная зона, и мы видим три основных направления ее специализации.

Первое — транспортное. Это сервисное обеспечение мореплавания по трассам Севморпути и экспорт транспортных услуг. В его контекст укладываются программа обновления атомного ледокольного флота России и проект "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла", вошедший в перечень 17 наиболее перспективных арктических проектов.

Вторым направлением, на наш взгляд, станет сервисное обеспечение освоения нефтегазовых морских месторождений в российском секторе Арктики. В частности, ОАО "НОВАТЭК""в рамках проекта "Арктик СПГ-2" приступило к реализации инвестпроекта по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в селе Белокаменка на западной стороне Кольского залива (проект получил статус стратегического инвестпроекта Мурманской области — ИФ). Этап изысканий по проекту завершен. Разработка проектной документации должна быть завершена в этом году, чтобы в 2017-м пройти госэкспертизы и получить разрешение на строительство. В проект инвестируется более 25 млрд рублей, будет создано 3 тыс. новых рабочих мест.

Планируют наращивать в регионе свое присутствие и другие крупные нефтегазовые компании, такие как "Роснефть" и "Газпром".

И, наконец, третье, традиционное для нашего региона направление специализации Кольской опорной зоны связано с использованием природных богатств края. Это добыча и переработка водных биоресурсов и различных видов минерального сырья.

Опорные зоны — это новый инструмент управления территориями и еще предстоит разработать концепции их функционирования, определить перечень мер господдержки, от этого и будет зависеть эффективность этого инструмента.

— Вы упомянули рыбный промысел. А как оцениваете изменения в федеральном законодательстве о рыболовстве?

— На этот вопрос в двух словах не ответить. Поправки приняты, но много вопросов по-прежнему осталось. Единственное, что я могу сказать: конечно, регионы должны были получить больше полномочий в управлении рыбными ресурсами, чтобы ответить на запросы своего населения — почему у нас, в рыбной столице, дорогая рыба, нет рыбного рынка и тому подобные. Пока губернаторы на этот вопрос ответить не могут, потому что не имеют никаких полномочий в части регулирования этих процессов.

— Ранее глава "Газпромэнергохолдинга" Денис Федоров сообщил, что холдинг не исключает возможности участия в проекте строительства угольной теплогенерации в Заполярье, но отметил существующие риски, в частности инвестиционные. Правительство области разделяет эти страхи? Есть способы минимизации этих рисков? Почему Заполярье заинтересовано именно в угольной генерации?

— Отчасти согласна с Денисом Федоровым, поскольку при таком избытке энергетических мощностей переходить на уголь на 100% — тоже впадать в определенную зависимость от монотоплива, каким сейчас для нас является мазут. То есть мы заменим мазут на уголь, который тоже должен будет доставляться за многие тысячи километров, в чем и есть уязвимость. Но не Мурманская область хочет (перехода на угольную теплогенерацию — ИФ), Мурманская область хочет одного: снизить стоимость тепла в платежках для населения, остановить рост тарифов, в идеале — снизить, модернизировать топливно-энергетический баланс (ТЭК).

Какое топливо нам поможет эту проблему решить — такая задача стояла перед Российским энергетическим агентством, когда они выполняли комплексную работу по оценке состояния ТЭК и выдаче рекомендаций, что же нам собственно делать дальше, что должно доминировать в нашем топливном балансе. Российское энергетическое агентство пришло к выводу, что это должен быть уголь, Мурманская область считает, что это должно быть электричество.

У нас есть комплексный инвестиционный план, который основан на этой разработке, к слову, ведущейся целый год большой группой специалистов из разных областей. Дорожная карта достаточно длинная и ситуация на рынке также меняется, меняется позиция энергетиков. Надеюсь, энергетики будут более внимательными к возможностям Мурманской области и будут продавать часть электрической энергии для производства тепла. Для этого нужно совсем другое ценообразование, но это задача уже следующего порядка.

— По оценке Кремля, ОЭЗ оказались неэффективными, в отличие от территорий опережающего развития. Как зарекомендовал себя институт особой экономической зоны в Заполярье, удалось привлечь резидентов?

— Напомню, что решение о создании Мурманской портовой ОЭЗ принималось в 2010 году, на тот момент она была ориентирована на перспективы разработки Штокмановского месторождения. При этом в создании необходимой для работы ОЭЗ инфраструктуры не предполагалось участие средств федерального бюджета, его должны были взять на себя потенциальные резиденты.

Попытка переориентировать портовую ОЭЗ на предприятия рыбохозяйственного комплекса и аквакультуры была связана с переносом разработки Штокмана. Однако в условиях отсутствия привлечения федерального финансирования, несоизмеримых с потенциальной "отдачей" рисков для регионального бюджета дальнейшее существование портовой ОЭЗ в нынешних условиях нецелесообразно. Потенциальным резидентам мы будем помогать инструментами, которые разработаны у нас в регионе.

Сегодня мы рассматриваем другие механизмы, весьма перспективным считаем создание в наших моногородах территорий опережающего социально-экономического развития. Существенные налоговые льготы, предусмотренные для их резидентов, могут стать дополнительным импульсом для развития экономики моногородов и создания рабочих мест. Мы уже подали заявку на создание такой территории в Кировске.

Источник

Источник