Морская отрасль России нуждается в хороших специалистах. Однако промышленники не хотят финансировать их обучение в государственных вузах.
Несмотря на активное развитие морской отрасли РФ, она по-прежнему испытывает острый кадровый голод. Российские специалисты в области судостроения и эксплуатации судов востребованы и на родине, и в других странах. Научная база, сформированная в России, позволяет вузам готовить профессионалов, способных работать в любой точке мира. Тем не менее отраслевые учебные заведения сетуют на то, что бизнес не хочет вкладывать средства в подготовку ценных кадров.
Между тем морская отрасль принимает существенную долю всех инвестиций в российскую транспортную инфраструктуру. Как результат, по данным Минтранса, за прошлый год портовые мощности России выросли на 20 млн т, рост грузооборота в морских портах составил более 5%. Строятся новые современные высокотехнологичные суда, в том числе в 2015 году введены в эксплуатацию два дизель-электрических ледокола. На Севере продолжается строительство морского порта Сабетта, который в будущем обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.
По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, подготовка кадров для водного транспорта остается одним из главных вопросов в отрасли. Ведь эффективная и безаварийная работа современных судов прежде всего зависит от людей и их квалификации. По официальным данным, в 2015 году в вузах Росморречфлота подготовлено 11 539 специалистов, из них 8165 человек получили высшее образование. При этом 4107 человек учились за счет средств федерального бюджета. Среднее профобразование получили 3374 человека, в том числе 2658 человек обучались на бюджетной основе. По состоянию на 1 января 2016 года всего по программам высшего и среднего профессионального образования учатся 59 788 человек, из них за счет средств федерального бюджета – 35 992 будущего профессионала морской и речной отрасли.
Морские «звезды»
Крупнейшие вузы Северо-Запада готовят специалистов по эксплуатации судовых и энергетических установок, судовождению, электрооборудованию судов и средств автоматики, эксплуатации транспортного радиооборудования, рабочих, техников и управленческого персонала. Выпускники морских специальностей, как говорится, на вес золота. Например, в Архангельске общая нехватка кадров в этой области составляет более 30%. По словам консультанта отдела профориентации и профессионального обучения Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области Ольги Вохтоминой, ожидается, что в 2017 году кадровый дефицит составит почти 50%, в 2018-м – порядка 40%. В одном только центре судоремонта «Звездочка» открыто более 200 инженерно-технических вакансий, и в ближайшее время, по словам руководства компании, ей понадобятся еще более 1500 основных производственных рабочих.
Однако ажиотажный спрос не приводит к соответствующему улучшению условий учебы и работы в морских вузах Северо-Запада. Для того чтобы привлечь специалистов в отраслевые вузы, согласно «майским указам» президента Владимира Путина, в прошлом году была увеличена зарплата преподавателей. Между тем сами работники сферы образования не чувствуют, что стали намного богаче. Напротив, преподавательский состав в крупнейших морских вузах региона стареет, молодые специалисты не хотят работать со студентами за мизерное вознаграждение.
По словам директора Морского института Мурманского государственного технического университета Юрия Юдина, формирование кадрового состава преподавателей стало одной из сложнейших задач для вуза. «Например, потому, что есть серьезный разрыв между зарплатой специалиста, который работает в морской отрасли, и той, которую может получить преподаватель специальной кафедры. Не всякий человек, которого хотелось бы пригласить на преподавательскую работу, готов работать за такие деньги. А нам хотелось бы на специальных кафедрах иметь высококвалифицированных, перспективных преподавателей», – отмечает Юдин.
В целом проблемы высшего образования в морской сфере типичны для многих российских вузов. Как, в свою очередь, подчеркивает директор Института судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуза) Марк Ивлев, во-первых, это невысокий уровень оплаты труда всех категорий работников учебного заведения, а также существенный износ материально-технической базы. Кроме того, отмечает Ивлев, уровень взаимодействия с вузом предприятий, на которых будут работать будущие специалисты, тоже оставляет желать лучшего.
Большое плавание
Образовательные центры сталкиваются и с другими трудностями – здесь пытаются сделать подготовку кадров более современной и отвечающей запросам реальной экономики. По словам директора Мурманского филиала ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова Романа Рябченко, в последние годы наблюдается отток населения с территории Мурманской области, экономический спад производства, перенос открытия крупных проектов на более поздние сроки. «Совокупность этих обстоятельств вносит коррективы и в организацию образовательных услуг нашего учебного заведения, – поясняет Рябченко. – Мы вынуждены прекращать реализацию нерентабельных форм и направлений обучения, открывая новые направления подготовки, которые необходимы нашим партнерам – транспортным компаниям и организациям».
В настоящее время филиал проводит более 30 программ обучения для лиц командного и рядового состава морского, ледокольного, научно-исследовательского и рыбопромыслового флотов, в том числе полный спектр программ подготовки в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (Конвенции ПДНВ). Центр готовит сотрудников для более чем 50 предприятий и организаций, расположенных на территории Мурманска и Мурманской области. Крупнейшими заказчиками услуг вуза являются такие компании, как «Атомфлот», «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция», «Росморпорт», «Газпром флот», «Мурманский траловый флот».
Другой крупный морской вуз – Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ) имени М. В. Ломоносова – тоже может похвастать званием «кузница кадров» для своего региона. Учебный процесс здесь организован при участии Института судостроения и морской арктической техники (ИСМАРТ, бывший Севмашвтуз). Организация учебного процесса по этой системе предусматривает, что студенты ИСМАРТа обязательно закрепляются за соответствующим базовым предприятием, оформляются на работу, с ними заключается трудовой договор.
В результате практиканты имеют двойной статус: студентов федерального университета и работников предприятия, направленных на учебу во втуз. Такой статус сохраняется за ними на протяжении всего периода обучения. Как работник предприятия студент в «рабочие» семестры получает зарплату, пользуется всеми социальными льготами, реализует свои знания на рабочем месте. При этом предприятие выплачивает ему дополнительную стипендию. По информации представителей САФУ, большинство выпускников этого вуза отправляются на работу на предприятия АО «Объединенная судостроительная корпорация», в том числе в АО «ПО «Севмашпредприятие», АО «ЦС «Звездочка», АО «Северный рейд», АО «СПО «Арктика», АО «НИПТБ «Онега» и другие.
Молодые специалисты с морской специальностью пользуются спросом не только в родных краях, но и за рубежом. «Наши выпускники очень востребованы на рынке труда. И это не преувеличение, – отмечает Юрий Юдин. – Вплоть до Москвы, до Нью-Йорка и Сингапура, они востребованы там, где есть потребность в квалифицированных морских специалистах. Причем не только на морских предприятиях, но и на береговых. Это не мое мнение, это информация исходит от работодателей».
По словам Юдина, на Севере базируются предприятия различного назначения – флоты Союза рыбопромышленников Севера, Атомфлот, Мурманское морское пароходство, Газфлот, Роснефтефлот, Мурманский транспортный филиал «Норильского никеля» и другие. «Все эти предприятия укомплектованы командным составом, состоящим из наших выпускников более чем наполовину. В некоторых флотах, где, казалось бы, наших специалистов не должно быть так много, их тоже предостаточно. В Атомфлоте – 70% наших судоводителей. Примерно столько же, если не больше – в Мурманском морском пароходстве. Руководители предприятий рыбной отрасли Северного бассейна тоже в основном наши. Предприятия довольны, довольны и выпускники, не надо заниматься поисками места работы после завершения обучения», – объясняет Юрий Юдин.
На разных волнах
Однако, несмотря на востребованность специалистов в области морского и речного судоходства, бизнес не спешит помогать государственным вузам в подготовке кадров. И в этом заключается основная проблема отечественного образования. Как утверждают руководители крупнейших вузов Северо-Запада, предприятия неохотно размещают заказы на обучение специалистов, не помогают студентам с прохождением практики. В результате учебное заведение ведет подготовку специалистов в соответствии со своими представлениями о профессии, которые на деле могут быть далеки от реальности. Переучивать молодых выпускников приходится уже во время работы, и этот процесс требует от работодателя временных и материальных затрат.
Все дело в психологии российского бизнеса, уверены эксперты. Российские предприниматели не готовы вкладывать средства тогда, когда выгода не очевидна. «Вообще, частный бизнес на то и частный. Он не будет тратить деньги тогда, когда может достичь своих целей без дополнительных расходов. До тех пор пока частный бизнес не будет иметь проблем с формированием кадрового ресурса своего предприятия, он ни копейки не вложит в образование», – считает Юрий Юдин.
По его словам, одна из основных трудностей, с которыми сталкивается Мурманский государственный технический университет, заключается в отсутствии желаемого контакта с предприятиями морской отрасли. «Это отсутствие ограничивает возможности осуществления полноценной практической подготовки будущих морских специалистов, не способствует ее качеству. В принципе, это непростая задача: дать полноценную практическую подготовку специалисту в период обучения. Она сопряжена с решением ряда сложных проблем, которые препятствуют предоставлению соответствующей практической подготовки выпускника, чтобы он вышел за пределы университета, имея опыт работы, навыки, которые должны лежать в основе его профессиональной компетентности», – отмечает Юдин.
Впрочем, эксперты не сомневаются, что в ближайшие годы ситуация будет меняться к лучшему. Рано или поздно предприниматели поймут, что переучивать сотрудников на предприятиях затратно и неэффективно, тем более что существующие образовательные программы вузов позволяют сразу готовить ценных специалистов. Осталось дождаться продуктивного диалога между бизнесом и вузами.