Ирландская яхта "Northabout", экипаж которой поставил перед собой амбициозную задачу пройти "от Англии до Англии" через Арктику за одну навигацию, прибыла в Мурманск, передает корреспондент РИА Новости.
Путь из Англии в Англию
Свое путешествие яхта начала 19 июня из английского порта Бристоль. Её экипаж поставил перед собой задачу — за одну навигацию обойти вокруг Арктики. Руководит экспедицией знаменитый путешественник Дэвид Хемплеман-Адамс, который не раз бывал на северном и южном полюсе. Именно он, по словам капитана Николая Литау, испытывает наибольший оптимизм по поводу предстоящего маршрута.
Сам Литау был приглашён на пост капитана, как он сам говорит, на всю "полярную кругосветку" – от Англии до Англии транзитом через российский Север и канадскую Арктику. Сегодня он осторожен в прогнозах – возможно, его многолетний опыт говорит о том, что в морских путешествиях не все зависит от выстроенных планов и графиков.
"В Арктике что-либо планировать – занятие бездарное. В последние годы Арктика существенно изменилась, льдов стало немного", — сказал Литау журналистам. А в своем блоге он рассказал о том, что отставание от графика образовалось еще в начале путешествия.
"После ремонта не было времени проверить новые системы и механизмы яхты — сразу отправились на подвиг. В результате … в каждом порту что-то починяем и исправляем, ждём и получаем недостающие запчасти. Это и становится причиной задержек", — сообщил капитан.
В Мурманске яхта проведет несколько дней. Экипаж пополнит свои запасы, проведет необходимый ремонт судна.
Морские волки в Арктике
В своем блоге российский капитан уточняет, что "Northabout" — это та самая яхта, которая в 2004 году пришла из Тихого океана на Северный морской путь, вознамерившись пройти по следам "Апостола Андрея". "Возможно, капитан Ярлаф Гунан не планировал задерживаться в России надолго, собираясь пройти Севморпуть за одну навигацию, но пришлось зимовать в Хатанге (недалеко от Тикси, где в 1998-м зимовал "Апостол Андрей"), а завершать намеченное уже в 2005-м", — рассказывает Литау.
Теперь же из Мурманска начнется переход яхты по Северному морскому пути к Аляске. Яхта под парусами и на моторе должна пройти 13 тысяч морских миль. Говоря о предстоящем путешествии, Литау вспоминает тримаран "Циндао-Китай", который в прошлом году прошел северным морским путем от Мурманска до Циндао за 13 дней.
Тогда, считает Литау, яхтсменам благоволила природа, удачно сложилась ледовая обстановка. Повезет ли экипажу "Northabout", покажет время и Арктика. "В этом году наблюдаем картину другую. Карское море ото льда освободилось, а на востоке Арктики все стоит, пролив Вилькицкогоо заблокирован наглухо. Прогноз… говорит о том, что начнет освобождаться только к концу августа", — отмечает капитан.
Владелец яхты предполагает, что 6-9 августа "Northabout" может достичь Аляски. Литау более осторожен в прогнозах: "Пройдем нашу Артику к концу августа. Там должна вытаять канадская Арктика", — считает Литау.
С корабля на бал
В октябре Литау намерен вернуться в Мурманск, правда, уже на борту другой яхты — "Апостол" Андрей". Сейчас она стоит у причала Санкт-Петербургского Центрального яхт-клуба и готовится к своей юбилейной, десятой навигации в Арктике.
"Первопроходцу и основоположнику не к лицу суета. В этом году у него относительно простая задача: прийти на юбилейные торжества главного арктического порта России. Осенью Мурманску исполняется 100 лет", — отмечает Литау.
Прославленный путешественник добавляет, что юбилей города будет 4 октября, и это далеко не лучшее время для яхтенных походов в Баренцевом море.