На днях прошло заседание Арктического экспертного клуба по обсуждению проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Участник заседания, заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Евгений Плисецкий поделился своим мнением о содержании документа
— Евгений Евгеньевич, как вы оцениваете представленный на экспертизу проекта закона?
— Закон призван обеспечить регулирование основных направлений социально-экономического развития Российской Арктики: человеческий капитал, пространственное развитие, рациональное природопользование и охрану окружающей среды. В целом его проект представляет четко структурированный документ, охватывающий наиболее важные аспекты регулирования социально-экономических процессов в АЗРФ. Тем не менее, оказались не в полной мере охвачены специфические условия Арктики и вытекающие из этого особенности подхода к хозяйственной деятельности в ней.
— Что вы имеете в виду?
— Закон должен быть комплексным, четко устанавливающим как особенности системы управления в таком сложном регионе, как Арктика, так и применение специальных мер государственной поддержки и стимулирования экономической активности. Например, установление льготных условий кредитования, особые налоговые условия, компенсации для населения и пр.
— Как на Ваш взгляд должна выглядеть система управления развитием в АЗРФ?
— Она должна быть четко иерархированной и структурированной, с распределением между ответственными исполнителями ключевых полномочий. Повторюсь, что специфика региона накладывает свои отпечатки на реализацию государственной политики по развитию Арктики. Безусловно, как отмечено в проекте закона, необходимо создать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в полномочиях которого, как считает экспертное сообщество, должны быть четко пописаны контролирующие функции за деятельностью по реализации проектов комплексного освоения территории АЗРФ.
Для непосредственного управления арктическими территориями, иными словами, выделяемыми опорными зонами развития, поиска, привлечения, сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых в АЗРФ, целесообразно создать управляющую компанию — «Корпорацию развития АЗРФ». В её структуре должны работать проектные офисы, непосредственно реализующие каждый проект комплексного освоения территории в Арктике (ПКОТ) в рамках сформированных опорных зон развития. Это будет логичная и эффективная система управления развитием АЗРФ.
— Какие аспекты еще должны быть отражены в законе?
— Низкая плотность населения, высокий уровень урбанизации (в отдельных районах более 95%), слабая транспортная доступность, суровые природные условия — диктуют необходимость реализации государственной политики по формированию балансированного пространственного и территориального развития региона. Её регуляторные принципы и меры должны быть закреплены в законе. Речь идет о развитии сети опорных экономических центров на базе крупных городских поселений. Они должны обеспечиваться круглогодичной устойчивой транспортной связью, иметь комфортную среду для проживания и работы населения, отличаться высоким уровнем развития городской инфраструктуры.
— Что упущено в проекте?
— В законе остались неохваченными вопросы регулирования туризма. А это одно из перспективных направлений экономической деятельности в Арктике. Безусловно, реализация туристических возможностей арктических регионов должна обеспечиваться за счет четко отлаженной и выстроенной системы управления развитием как самой отрасли туризма, так и обеспечивающих ее нормальное функционирование отраслей.
Кроме того, важной составляющей сбалансированного развития российской Арктики является формирование прочной научно-исследовательской и методологической базы освоения потенциала территории, обеспечивающей выбор наиболее рациональных мер и механизмов государственного, муниципального, общественного и корпоративного управления.
Участник заседания Арктического экспертного клуба, директор Арктического центра стратегических исследований САФУ Константин Зайков:
— Я поддерживаю позицию Евгения Евгеньевича. Добавлю, в представленном проекте закона также оказался не затронутым вопрос установления санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность среды обитания для здоровья человека. Существующие принципы санитарно-эпидемиологического нормирования практически не обеспечивают необходимого учета природно-географических и климатических особенностей Арктики. Особое внимание должно быть обращено на соблюдение норм экологической безопасности. Предприятия, работающие в Арктике, должны возмещать нанесенный экологии вред в полном объеме. Мы подготовили резолюцию с предложениями по доработке проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Она направлена в Минэкономразвития России.