Президент отверг предложение Минэкономразвития распространить на Арктику режим налоговых льгот, который действует на Дальнем Востоке. При этом Владимир Путин одобрил отказ Минприроды выдавать госкомпаниям новые лицензии на работу на арктическом шельфе.
Владимир Путин провел в среду совещание с правительством по развитию Арктической зоны РФ. Ообщая площадь арктических владений России составляет около 3 млн кв. км (18% территории страны), из них 2,2 млн кв. км – суша, где живет более 2,5 млн человек. Но президент отверг предложение Минэкономразвития распространить с 2017 года режим территорий опережающего развития на российскую Арктику, а порты Северного морского пути сделать свободными по образцу дальневосточных, где действует льготное налогообложение.
Владимир Путин возразил главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву, что Дальний Восток не должен потерять выгодное с экономической точки зрения положение: «Мы так эти особые условия распространим на всю страну, и это хорошо, но тогда нам нужно будет для Дальнего Востока делать еще что-то. Нам нужно, чтобы этот абсолютный приоритет развития Дальнего Востока был привлекательным для участников экономической деятельности».
При этом глава государства принял предложение руководителя Минприроды Сергея Донского посмотреть в 2017 году, объявленном Годом экологии, на результаты «арктической уборки». С 2012 года ведомство Донского только на островах Земли Франца-Иосифа обеспечило уборку 35 тыс. т загрязнений, копившихся тут десятилетиями. Еще 6 тыс. т мусора убрали на острове Северный архипелага Новая Земля. Навели порядок и на материке: в поселке Амдерма в Ненецком автономном округе подняли со дна в порту буксир и два понтона, в заповеднике «Ненецкий» убрали 3,5 тыс т мусора и рекультивировали 84 га территории.
Сергей Донской рассказал также о наведении порядка с лицензиями на новые участки недропользования на арктическом шельфе. «С учетом значительного объема работ, который сейчас выполняется и еще предстоит выполнить госкомпаниям, в условиях макроэкономической нестабильности правительством принято решение о введении временного моратория на предоставление в пользование новых участков недр континентального шельфа», – сказал Донской.
«Это позволит компаниям сфокусироваться на выполнении текущих лицензионных обязательств, оптимально распределить финансовые ресурсы при реализации проектов геолого-разведочных работ», – добавил министр.
Минприроды предложило заморозить выдачу лицензий на нефтегазовые участки на шельфе РФ на один-два года еще в августе. Позиция Министерства связана с подготовкой постановления правительства, по которому могут быть проведены аукционы на получение лицензий на участки на шельфе РФ, если на них претендует несколько госкомпаний, сообщил РИА Новости источник, близкий к МПР. Сейчас правительство может выдавать лицензии на разработку шельфовых месторождений только двум компаниям – «Роснефти» и «Газпрому», однако законодательством не предусмотрена процедура выдачи лицензий на спорные участки на шельфе.
При этом правительство не выдает лицензии на участки на шельфе РФ с мая. Тогда правительство предоставило «Роснефти» Богатинский участок на шельфе Охотского моря. Минприроды ранее внесло в правительство проекты распоряжений о выдаче «Роснефти» лицензий на Олюторский, Хатырский, Шантарский участки. Также планировалось предоставить «Роснефти» участки «Магадан-4», «Вилькицкий-1» и «Вилькицкий-2». Однако они выданы не были.
Вчерашнее заявление главы Минприроды совпало по времени с введением новых санкций со стороны США именно против российских компаний, занимающихся добычей на шельфе, а также сообщением норвежского нефтедобывающего полугосударственного концерна Statoil о намерении укреплять позиции в Арктике как за счет повышения своего участия в уже существующих проектах, так и за счет приобретения новых лицензий на разработку норвежского высокоширотного шельфа.
Власти США 6 сентября в очередной раз расширили список компаний и организаций, подпадающих под санкции из-за конфликта в Украине. Минторг США ввел «презумпцию отказа» при обязательном лицензировании всех поставок, «когда экспортер, реэкспортер или передатчик знает, что изделие будет прямо или косвенно использоваться для разведки или добычи нефти и газа на глубоководных участках шельфа в Арктике».
Руководитель пресс-службы Минприроды Николай Гудков сказал «НГ», что американские санкции никак не влияют на работы российских компаний на шельфе. Он уточнил, что суть моратория на выдачу новых лицензий связана как раз со стремлением активизировать работу компаний по ранее выданным лицензиям. «К работе на новых участках, к новым дополнительным объемам инвестиций компании сейчас не готовы», – сказал Гудков.
А вот норвежцы идут еще дальше на север уже сейчас, несмотря на то что аналитики говорят о неперспективности добычи на шельфе при нынешних ценах на нефть. Вице-президент Statoil Йез Аверти заявил вчера в интервью Wall Street Journal, что его компания хочет утвердиться в Баренцевом море, шельф которого еще мало освоен в отличие от Северного моря, где норвежцы ведут добычу с 1980-х годов. При этом он заверил, что работы даже в самой северной части Баренцева моря порою проще, нежели в бассейне Норвежского моря, расположенного гораздо южнее.
«Введение моратория – мера необходимая, вынужденная и своевременная. Цены на нефть в обозримой перспективе вряд ли достигнут уровня, при котором будет рентабельно разрабатывать шельф Арктики (примерно 80 долл. за баррель), поэтому вполне целесообразно, что государство решило не раздувать арктический пузырь, пачками выдавая новые лицензии недропользователям, а предоставило компаниям возможность сосредоточиться на добросовестном и эффективном исполнении уже взятых обязательств», – сказал «НГ» член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.
Пока о допуске частных предприятий на шельф речь вести не стоит, но появление этого вопроса на повестке дня в будущем вполне реально, – считает Касаев. «Взаимовыгодная кооперация государственных и частных компаний под строгим надзором соответствующих властных структур поможет укрепить позиции нашей страны в Арктике, оттеснив конкурентов. В частности, Норвегию, которая по причине истощения месторождений в Северном море пытается укрепиться в Арктике, заняв там лидирующие позиции. Санкции США, конечно, негативным образом сказались на перспективах геолого-разведочных и добычных работ на арктическом шельфе, но это второстепенная причина. Главная – низкие цены на черное золото», – уверен Касаев.