Россия осваивает Арктику уже более 420 лет. И сегодня существенное расширение возможностей страны в этом чрезвычайно интересном регионе может обеспечить развитие многих отраслей хозяйства. Но пока мегапроект не имеет единого центра управления, а его реализация осуществляется "партизанскими" методами.
"Состав" мегапроекта "Русская Арктика" уже достаточно очевиден, отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Первоочередной задачей является разведка полезных ископаемых. Второй элемент — развитие Северного морского пути. Важно также строительство и эксплуатация Арктического флота. "Здесь у нас большие перекосы. С одной стороны, Россия обладает самым большим ледокольным флотом в мире, с другой — у нас не хватает ни вспомогательных судов, ни танкеров для перевозки углеводородного сырья, сжиженного газа и нефти и конденсата. Эту проблему надо решать", — сказал он.
Немаловажной задачей также является создание инфраструктуры на побережье Северного Ледовитого океана. Как подчеркивает Танкаев, за последние 25 лет большая часть ее была утрачена, восстановление началось только в последние три года.
На сегодняшний день площади освоения месторождений нефти и газа в Арктике оцениваются в 3 млн кв. км. "Наше правительство действует весьма оперативно в части освоения арктической территории. Лицензии выданы на почти 2 млн кв. км — почти на две трети территории. Большую активность проявляет "Роснефть". Программа госкорпорации обширна и включает в себя развитие инфраструктуры, создание научных и производственных кластеров, разработку технологий, которые необходимы для освоения Севера", — прокомментировал эксперт. Как он отметил, в настоящее время "Роснефть" финансирует "эксперимент", в рамках которого осуществляется перегон "с места на место" айсбергов.
Вместе с тем программа освоения месторождений на арктическом шельфе замедлилась из-за санкций, констатировал Танкаев. "Из российского сектора шельфа ушли норвежские компании, которые обеспечивали навигацию, сопровождение всех проектов. Нам приходится заново восстанавливать и создавать технологии. Но проблема близка к решению, норвежцам возвращаться будет некуда", — сказал эксперт, добавив, что прибыль норвежских компаний при сотрудничестве с РФ в этом бизнесе составляла порядка 1 млрд долларов в год.
Санкции сказались на российских возможностях разведки углеводородов на шельфе в части оборудования. "Несмотря на то, что в мире остановлено большинство проектов по освоению месторождений на шельфе, платформ для России свободных нет. Найти платформу для поисково-разведочного бурения практически нереально из-за санкций. Для того, чтобы никогда никакие санкции не тормозили наши программы, создается специальный кластер, который и должен обеспечить производство таких платформ. В России и СССР никогда не производили ничего подобного. Мы всегда работали на чужом оборудовании", — пояснил Танкаев.
"У России нет своих спутников для Арктики. Мы сидим на зарубежной космической информации. Но пока мы ее получаем, и это недешевое удовольствие. Происходит торможение по освоению шельфа… Нельзя опаздывать в исследованиях, надо опережать запросы и вызовы", — отметил, в свою очередь, заместитель директора по научной работе государственного научного центра "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета" Александр Данилов.
Под "специальным кластером" подразумевается важный и крупный проект — Дальневосточный центр судостроения и судоремонта "Звезда". В Бухте Большого камня, где расположен центр, есть три судостроительных предприятия. "Это самая крупная верфь в России. Там поставлены такие краны, которые позволяют строить любые суда, в том числе платформы для бурения на шельфе", — добавил он.
Значительное внимание в дискуссиях о развитии арктического шельфа уделяется вопросу популяризации Северного морского пути. Этот проект сегодня вызывает широкий спектр аналитических оценок. При учете привлекательности этого транзитного канала все же существуют проблемы, требующие решений. Так, отмечают эксперты, на Северном морском пути практически нет мест для бункеровки судов. "Пока Северный морской путь далек от обустройства. Не хватает кораблей, ледоколов", — сказал Танкаев. Заинтересованы в развитии Севморпути и зарубежные партнеры. К примеру, Китай, не объявляя ни о каких мегапрограммах в этой области, заложил 20 судов для отработки своих судов по Северному морскому пути.
Все же весь поток грузов не может быть переключен на СМП, отмечают специалисты. Эффективным данный путь будет для перевозки генеральных грузов, имеющих одного получателя. "Сколько грузов будет перевозиться по этой перспективной трассе, пока сказать сложно. В 2014 году было перевезено 4 млн тонн, в 2015 году — 5,1 млн тонн. Быстрого роста объема перевозок ждать не приходится, так как нет инфраструктуры", — прокомментировал Танкаев. Задачи, вместе с тем, стоят амбициозные — к 2020 году объем перевозок по данному пути должен вырасти до 65 млн тонн, к 2030 году — до 80 млн тонн.
Отсутствие необходимого обустройства Севморпути усугубляется тем, что пока нет единого органа управления проектом. Эксперт напомнил, что 10 лет назад было предложено создать акционерное общество "Северный морской путь", куда вошли бы все участники освоения Арктики. Данной структуре планировалось "предоставить возможности главного управления "Севморпути", которое действовало во времена Иосифа Сталина с 1933 по 1953 гг., когда были достигнуты основные успехи при освоении Арктики".
"Проект "Севморпути" был неподконтролен ни одному из наркоматов, подчинялся непосредственно Генсекретарю. Там действовали свои законы, не было границы между обязательствами разных структур. В одних руках находились и связь, и транспорт, и геология, и строительство комбинатов", — отметил Танкаев.
Предложение о воссоздании подобного "Центра управления" поступило в правительство от ТПП РФ. "Оно вызвало такой огромный интерес, что его стали раздувать до таких масштабов, что в итоге он лопнул, как мыльный пузырь. Слишком много интересов пересекается в этом проекте. Слишком много желающих возглавить и погреть руки. Поэтому создать такую структуру невозможно", — прокомментировал эксперт. Таким образом, на сегодняшний день единого центра, которым бы управлялся весь арктический регион, нет.
"У нас нет той концентрации власти, которая необходима для создания единого управления такими проектами", — добавил специалист.
Эффективному управлению Арктикой препятствуют действия правительства, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. "Главная угроза Арктики исходит не от айсбергов, а от либерального правительства Медведева. Чтобы создать структуру, которой можно целостно и комплексно развивать Арктику, надо вернуть Сталина, и тогда мы эту задачу будем решать. Комплексное развитие отсутствует и блокируется. Оно осуществляется партизанскими методами — отдельными ведомствами (Минобороны) и отдельными корпорациями… Сегодня программа развития представляет собой механический набор самых разнородных пожеланий, не являющийся чем-то целостным. У большой части проектов нет финансирования", — сказал экономист.
Он привел в пример ряд правительственных решений, существенно отдаляющих нас, на его взгляд, от сбалансированного развития Арктики. "Министерство экономического развития выходит с поразительной инициативой исключить заполярный Норильск из числа городов Крайнего Севера… Кроме того, был сделан подарок Норвегии — кусок шельфа с запасами на несколько десятков миллиардов евро. Ранее они были заинтересованы в сотрудничестве с нами, наработанные мощности они могли использовать у нас", — отметил Делягин.
Тем не менее, стараниями отдельных участников системы освоение на шельфе идет, и процессу придан большой импульс, подчеркнул эксперт. В первую очередь планы здесь перевыполняет "Роснефть". Делягин приходит к выводу, что "госкомпании — единственная форма, которая может работать в условиях стратегической неопределенности на перспективу". По его словам, шельф станет коммерчески привлекательным. "Каждый доллар, вложенный в сферу, дает рост деловой активности на 7,7 долларов. Это мощный инструмент развития страны в целом", — отметил эксперт. По оценке Минэка, сумма инвестиций в проекты социально-экономического развития региона до 2030 года может составить 5 трлн руб.
Примечательно также, что на фоне призывов к "опережающему" освоению Арктики правительство РФ приняло решение временно ввести мораторий на выдачу лицензий на месторождения на континентальном шельфе страны. Об этом на совещании 7 сентября у президента РФ Владимира Путина доложил глава Минприроды Сергей Донской. "С учетом значительного объема работ, который сейчас выполняется и еще предстоит выполнить госкомпаниям, а мы знаем, что основные участники на шельфе — это госкомпании, в условиях макроэкономической нестабильности правительством принято решение о введении временного моратория на предоставление новых участков недр на континентальном шельфе", — сказал глава ведомства.