На фоне сокращения добычи нефти и газа на суше компании по всему миру начинают работу на морских участках со сложными геологическими и климатическими условиями. В России крупнейшим недропользователем на шельфе является "Роснефть". Компания уже приступила к изучению арктического региона, где при разработке схемы добычи нужно учесть все: от движения ледников до миграции местных животных. В очередной недавней экспедиции "Роснефть" училась двигать айсберги, а также спасала коллег-ученых от белых медведей.
Освоение шельфа арктических морей сегодня одна из стратегических задач, поставленных правительством перед российскими компаниями. Осадочные бассейны арктического шельфа РФ по совокупному нефтегазовому потенциалу сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. Но добыча нефти и газа на шельфе — серьезный технологический вызов для компаний. Долгое время она откладывалась из-за отсутствия достаточных инвестиций и необходимых технологий.
Глава "Роснефти", которая является крупнейшим недропользователем на шельфе, Игорь Сечин сравнил освоение Арктики по масштабам и сложности задачи с покорением космоса. Тяжелые природные и климатические условия, айсберги и ледяные поля, малая изученность региона являются серьезными препятствиями для разработки участков в северных морях. Поэтому "Роснефть" развернула масштабную научно-исследовательскую работу на арктическом шельфе. Изучается все в комплексе: метеоусловия, гидрология и льды, животный мир. Особое внимание уделяется изучению белого медведя как индикатора арктической экосистемы. Компания уже организовала 12 научно-исследовательских экспедиций. Последняя из них — "Кара-лето`2016" — стала самой масштабной в мире по объему и составу работ за последние 20 лет.
Многолетнее изучение льдов позволило подойти к созданию системы управления ледовой обстановкой. Именно лед является основным препятствием для работы в северных морях, но эти риски, как оказалось, можно минимизировать. В ходе "Кара-лето`2016" "Роснефть" вместе с ООО "Арктический научный центр" и ФГБУ "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" апробировала уникальную технологию изменения траектории дрейфа айсбергов. Специалисты отбуксировали айсберг массой свыше 1 млн тонн. Это не только первый опыт в российской Арктике, но и значимое событие в мировой практике. В море были отработаны учебные сценарии "айсберг-платформа" — движение айсберга к условной платформе и изменение траектории его дрейфа с помощью ледокола.
Экспедиция провела 18 экспериментов по буксировке айсбергов разных форм и размеров в различных погодных условиях. А ледокол "Капитан Драницин" отбуксировал айсберги с разворотом направления движения на 90 и 180 градусов относительно их первоначальной траектории. Также была проведена операция по одновременной буксировке двух айсбергов. "Полученный опыт позволит в будущем обезопасить объекты морской инфраструктуры от взаимодействия с айсбергами при ведении промышленной деятельности на арктическом шельфе",— отмечают в компании.
Помимо этого ученые, считывая данные с 13 притопленных автономных буйковых станций, получили уникальные результаты измерения волнения моря в течение года, а также данные об осадках ледяных образований и о течениях. В целом в ходе экспедиции "Кара-лето`2016" была выполнена профилактика семи ранее установленных автоматических метеостанций и шести широкополосных сейсмических станций, а также установлена одна новая метеостанция — на побережье Хатангского залива. Именно там в рамках летней экспедиции было начато строительство первой научно-проектной базы "Роснефти", с которой будет выполняться круглогодичный мониторинг природно-климатических условий, а в зимний период будут проведены ледоисследовательские работы в юго-западной части моря Лаптевых. База станет научным форпостом компании в Арктическом регионе для разработки и апробирования новых технологий, технических средств и материалов, которые могут использоваться в суровых климатических условиях, а также для проведения геофизических работ и наблюдения за животными.
"Изучению популяций белого медведя и моржа, а также мониторингу морских млекопитающих и птиц было уделено особое внимание в ходе экспедиции. Все проведенные исследования выполнены с учетом повышенных требований к промышленной и экологической безопасности",— отметили в компании. Ведь именно животный мир иногда преподносит сюрпризы полярникам.
Недавно десять белых медведей парализовали работу метеостанции на острове Тройной в Карском море. Сотрудники Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ не могли отходить от здания и снимать показания приборов метеостанции. В безледовый период (июнь—октябрь) на арктических островах и материковом побережье наблюдается относительно высокая концентрация белых медведей, так как хищники, не ушедшие за льдом, вынуждены находить себе еду на суше.
В это время в акватории Карского моря находилось научно-экспедиционное судно "Академик Трешников". Руководители экспедиции решили помочь блокированным на станции метеорологам. "Одна из задач экспедиции — проведение исследований белого медведя по заказу Арктического научного центра",— поясняют в "Роснефти". И животные сами предоставили ученым возможность понаблюдать за своей жизнью. 14 сентября на остров Тройной вертолет доставил участников экспедиции — ведущих специалистов по изучению белых медведей. Наиболее активных животных отпугнул от станции вертолет. Сотрудники "Роснефти" передали на метеостанцию средства индивидуальной защиты для безопасного отпугивания животных, а также провели для ее работников инструктаж по технике безопасности при контакте с белым медведем.
Экспедиция "Кара-лето`2016" перевыполнила поставленные задачи, но главное, доказала на практике, что ледовой обстановкой можно управлять. А это принципиально меняет подходы к обеспечению безопасности морских платформ и сооружений в Арктике.