В апреле этого года я уже предупреждал, что отказ правительства от бурения новых скважин в Атлантическом океане отрицательно скажется на национальной безопасности США. Меня глубоко встревожило решение федерального руководства заблокировать разведку месторождений нефти и газа в этом регионе. Но еще более обескураживает новость о том, что похожая ситуация сейчас складывается на Аляске.
Политика Вашингтона, проводимая в последнее время, говорит о том, что Белый дом рассматривает вопрос о введении аналогичного запрета в Арктике, в результате чего Мексиканский залив остается единственной доступного зоной для программы лизинга месторождений нефти и газа на внешнем континентальном шельфе в 2017–2022 годах. Это решение будет фактически означать, что энергетическая отрасль не сможет начать разведку запасов нефти и газа в Арктике раньше 2023 года, а начать их разработку сможет, скорее всего, только в середине 2030-х годов или даже позже.
Основной аргумент, приводимый против бурения скважин в Арктике, — это то, что в случае разлива нефти последствия для хрупкой экологии Крайнего Севера будут катастрофическими. Но этот аргумент не учитывает один важный момент: другие страны продолжают разведку месторождений природных ресурсов в Арктике вне зависимости от действий США. В начале лета этого года Норвегия фактически открыла для разведки месторождений новые участки Баренцева моря.
Наиболее эффективный способ гарантировать безопасную и ответственную разработку глобальных ресурсов — это создание мощного комплекса международных правил, определяющих, как именно должна действовать отрасль в случае разлива нефти. Америка может претендовать на мандат при разработке этих правил, только если она разрешит разведку месторождений в собственной части Арктики.
Не менее важным является то, что разработка шельфовых месторождений в Арктике может укрепить национальную безопасность США в двух важных аспектах. В краткосрочной перспективе — посредством создания региональной инфраструктуры, в которой США остро нуждаются. В долгосрочной перспективе — посредством обеспечения гарантированного источника энергоснабжения на многие десятилетия.
В настоящее время инфраструктура США в Арктике ограничена до критического уровня. У США имеется только один тяжелый ледокол, который может работать в Арктике круглый год. В отличие от США у России в настоящее время более 40 ледоколов, в их числе самый крупный и мощный ледокол в мире. Кроме того, у России есть планы по строительству десяти поисково-спасательных станций, 16 глубоководных портов, 13 аэродромов и десяти РЛС ПВО.
В июле на эту информацию обратили особое внимание 16 экспертов в области внешней политики, во главе с бывшим советником Белого дома по национальной безопасности генералом Джеймсом Джонсом, который публично заявил о том, что США «не обеспечили необходимого присутствия своих сил, требующегося для поддержания безопасности и стабильности в этом регионе».
Эксперты пришли к выводу, что «недавние события в Европе усиливают необходимость в приверженности США и наших союзников к поддержанию крепких партнерских отношений в Арктике, поскольку возрождающиеся державы будут стремиться воспользоваться разногласиями между странами, расположенными на разных берегах Атлантики, в целях продвижения своих интересов».
Разработка природных ресурсов в Арктике может помочь США гарантировать энергетическую безопасность страны в будущем. В целом, согласно прогнозам, в Арктике находятся 22% неразведанных запасов нефти и природного газа всей планеты, а запасы нефти только на внешнем континентальном шельфе США оцениваются в 35 млрд баррелей (около 15% от текущего чистого импорта США), согласно данным Национального совета США по нефти.
Поскольку интерес к Арктике продолжает расти, а Россия и другие страны расширяют свое присутствие в ней, США должны в ближайшее время решить, сдавать ли свои позиции в этом регионе или установить в нем значимое присутствие. В основе этого решения лежит вопрос о том, следует ли включать Арктику в программу лизинга месторождений на ближайшие пять лет, сообщает журнал Time.