Американские специалисты составили карту почти 14 тысяч кв. км морского дна в Арктике в поддержку потенциальной национальной заявки на расширение внешней границы континентального шельфа США. Об этом сообщила во вторник корреспонденту ТАСС официальный представитель Береговой охраны США Кейти Брейнард, комментируя итоги четырехмесячной американской экспедиции в Арктику на борту ледокола "Хили", завершившейся в середине октября.
От Датч-Харбор до Нома
По ее словам, экспертам, находившимся на борту ледокола, удалось при помощи многолучевого эхолота и другого схожего оборудования осуществить съемку морского дна площадью "приблизительно 5,4 тысячи кв. миль (примерно 14 тысяч кв. км) в поддержку деятельности США, касающейся расширенного континентального шельфа".
Речь идет о морских пространствах между портом Датч-Харбор на острове Уналашка Алеутской гряды и городом Ном на Аляске, уточнила сотрудник пресс-службы Береговой охраны. Как она отметила, благодаря аппаратуре, установленной на борту "Хили", были получены геоморфологические данные, "требующиеся для того, чтобы найти подножие (континентального) склона". Это в свою очередь необходимо для определения так называемой линии Хедберга, линии Гардинера и 2500-метровой изобаты, использующихся при фиксировании внешней границы континентального шельфа, пояснила Брейнард, оперируя терминами из Конвенции ООН по морскому праву.
Именно эта международная договоренность позволяет государствам подавать заявки на расширение континентального шельфа.
Но США до сих пор не присоединились к Конвенции, несмотря на неоднократно выражавшееся намерение сделать это. Объясняется такая ситуация тем, что в Сенате Конгресса США пока не набирается большинство, необходимое для ратификации документа.
Представитель Береговой охраны также рассказала, что в рамках экспедиции было собрано около 27 кг породы в южной части поднятия Альфа "в поддержку усилий и США, и Канады, нацеленных на расширение внешней границы шельфа" обеих стран. Кроме того, в Беринговом море, море Бофорта и Чукотском море производились, в частности, замеры солености воды, устанавливались буи, необходимые для определения площадей ледового покрова. Осуществлялись и иные изыскания, вызванные, к примеру, повышением уровня кислотности Северного Ледовитого океана, добавила Брейнард.
Четыре месяца в Арктике
Правительство США снарядило новую экспедицию в начале июня. В Арктике американские специалисты работали в сотрудничестве с канадскими коллегами.
Они прежде всего занимались "тремя миссиями, фокусирующимися на биологии, химии, геологии и физике Северного Ледовитого океана и его экосистем", а также картографическими работами, отмечала ранее Береговая охрана. Она является в США самостоятельным видом Вооруженных сил наравне с сухопутными войсками, ВВС, ВМС и Корпусом морской пехоты.
Первая часть работ прошла в Чукотском море. С ней экипажу "Хили" помогали 46 сотрудников Национального управления США по исследованию океанов и атмосферы (НУИОА) и Университета штата Аляска. Программа исследований была призвана прояснить представления о биологическом разнообразии Чукотского моря и о том, "каким образом изменение климата и сокращение площади льдов" в Арктике "сказываются на Северном Ледовитом океане".
Съемка дна
А в составлении карты внешнего предела континентального шельфа Береговой охране оказывали содействие эксперты из Университета штата Нью-Гэмпшир. Этот комплекс работ финансировался НУИОА по запросу Госдепартамента США и управления Белого дома по науке и технологиям. Речь идет о 10-м походе "Хили" с целью поддержки усилий американских властей по определению границ континентального шельфа. Такая деятельность "непосредственным образом" подкрепляет "притязания США на природные ресурсы, залегающие под дном" Северного Ледовитого океана, заявляла Береговая охрана.
Ледокол "Хили"
"Хили", являющийся сторожевым кораблем Береговой охраны, — самый молодой ледокол США. Он был спущен на воду в 1999 году. Экипаж корабля — 87 человек, помимо этого, он может брать на борт до 50 ученых. Сторожевик способен непрерывно продвигаться сквозь льды толщиной порядка 1,4 метра на скорости три узла и действовать при температуре до минус 45 градусов Цельсия.
Проблем с делимитацией не предвидится?
Между тем спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам Арктики Роберт Пэпп в интервью корреспонденту ТАСС в прошлом году выражал полную уверенность в том, что между Москвой и Вашингтоном не предвидится никаких споров по поводу территориальной принадлежности конкретно взятых пространств морского дна в Арктике, богатого различными полезными ископаемыми, в том числе энергоресурсами.
Как подчеркнул Пэпп, "в случае с США интересным моментом является то, что мы прочертили границу, выработали договор между Советским Союзом и США в 1990 году". Имелось в виду соглашение между Москвой и Вашингтоном о линии разграничения морских пространств от 1990 года.
"США ратифицировали этот договор, но Советский Союз распался до ратификации со своей стороны. Однако Россия с 1990 года, сначала СССР, а впоследствии Россия придерживаются зафиксированной границы… И в поданной Россией заявке граница ее расширенного континентального шельфа идет до границы с США, перехлеста там не происходит", — поведал американский спецпредставитель.
"И я уверен, что Соединенные Штаты, если и когда мы подадим (аналогичную) заявку, также будут уважать очерченную границу", — заверил отставной адмирал, который в 2010-2014 годах возглавлял Береговую охрану. По его прогнозу, "двусторонних переговоров в данном случае не будет, потому что оба государства согласны с тем, где проходит граница и где находится предел расширенного континентального шельфа".
"Единственной другой страной, которая граничит с тем, что вошло бы в заявку США, является Канада", — констатировал Пэпп. "И потенциально, даже несмотря на то, что мы не подписали Конвенцию ООН по морскому праву, мы могли бы в двустороннем порядке договориться с Канадой о границах ее и нашего континентального шельфа", — считает спецпредставитель по Арктике. В связи с этим он подтвердил, что Вашингтон "рассматривает (описанный вариант действий), поскольку он дает возможность США формировать заявку, и ее в двустороннем порядке нужно будет согласовать лишь с одним государством — Канадой".