10.11.2016

Три технологии для развития Арктики и Антарктики

Современные технологии доступны практически в любой стране мира, в то время как в регионах Арктики и Антарктики они все еще в дефиците. Известно, что полярные дроны активно задействованы в исследовательских целях. Ученым потребуется время, чтобы усовершенствовать беспилотники для замены врачей, почтальонов, служб экстренной помощи в Арктике. В Антарктике исследователи уже сейчас могут использовать локальные сети Интернета вещей для построения маршрута. В скором времени широкополосным спутниковым интернетом будет охвачен весь мир, что также решит вопросы цифрового неравенства в северных технологиях.

Беспилотники решат многие проблемы

Российские беспилотные летательные аппараты используются в Арктике с 2008 года. Именно в это время для мониторинга ледовой обстановки и обеспечения безопасности личного состава российских научно-исследовательских дрейфующих станций (НИС) «Северный Полюс» были приобретены БПЛА «Элерон – T23 Арктика». Как сообщили корреспонденту iot.ru в пресс-службе «Росгидромета», комплексы используются Высокоширотной арктической экспедицией «Арктического и антарктического научно-исследовательского института». 

«С 2011 года в экспедициях применяется БПЛА «Элерон Т-10» с расширенным комплексом задач и дополнительным датчиком CNR2. Конструктивно интегрированный балансомер CNR2 (KIPP&ZONEN, Голландия), позволяющий измерять четыре компоненты составляющих радиационного баланса. С 2012 года используется комплекс «Орлан-10», цель которого — получение комплексной информации, как ледовой обстановки, так и земной поверхности в районе НИС «Ледовая база «Мыс Баранова» на значительном удалении (40-50 км)», — сообщили iot.ru в пресс-службе «Росгидромета». 

Так как исследователей особо интересуют такие объекты, как гряды торосов, трещины на припае, граница припая, ледники, стамухи, айсберги и их обломки, то совершенствуются методики применения дронов, а также сами дроны. Благодаря беспилотникам, ученые составляют маршруты к интересующим объектам. 

С 2013 года исследовательская группа, в которую вошли ученые из СПБГУ и ААНИИ, разрабатывает системы экологического и структурного анализа аэрофотоснимков. Ученые объединились, чтобы создать систему, способную определить виды и состояние подстилающей поверхности, включая лед, состояния почв и антропогенные нарушения, тундровые биоценозы, ареалв различных видов тундровой растительности. 

«БПЛА передают собранные данные на базовую станцию управления полетом. Это касается и метеоинформации, получаемой беспилотником в процессе полетов. Полученные материалы используются для исследовательских и прикладных работ», — пояснили корреспонденту iot.ru в ведомстве. 

В последнее время к использованию дронов в арктической зоне присматриваются в Дании. Здесь беспилотники некоторое время назад задействовали для слежения за таянием ледников. Дроны малого размера в этой стране планируют применять во многих сферах деятельности, и не только для наблюдения за климатом и фотографирования, сообщала в августе 2016 года датская газета Politiken. 

В докладе Государственного института космических исследований и технологий Дании были перечислены новые возможности беспилотников. Например, дрон может взять анализ крови у жителя деревни на востоке Гренландии и доставить его в медицинский центр на западной части острова. Это намного дешевле, чем традиционные перелеты медицинского персонала на вертолете. Беспилотники смогут производить поиск пропавших людей, если погодные условия не позволяют к месту предполагаемого ЧП отправить вертолет. Дроны способны заменить службы по доставке полезных грузов: лекарства первой необходимости, почтовые отправления и т.д. Для этого необходимо усовершенствовать конструкцию устройств, сделать их эксплуатацию возможной при неблагоприятных погодных условиях, таких, как сильный ветер или туман. 

Подводные аналоги беспилотников также получат широкое применение. Уже сейчас дрон-поплавок Argo изучает, насколько подтаял тот или иной ледник. Для этого беспилотник опускается на глубину до 2 км, проводит обследование, всплывает, чтобы передать данные, и снова погружается под воду. 

Накануне стало известно о том, что беспилотник Flexrotor помог заменить дорогостоящую авиацию и ледоколы для проводки морских судов в Арктике. Дрон отслеживал ситуацию с ледовой обстановкой в окрестностях судна и помогал в построении пути. Для этого использовались самые широкие протоки, зафиксированные оптикой дрона.

Полярникам в Антарктиде помогает IoT-сеть

В январе 2016 года французская компания Sigfox, развивающая сеть Интернета вещей с низким энергопотреблением (LPWAN), сообщила о развертывании инфраструктуры в Антарктиде. Сеть оператора предназначается для Бельгийской исследовательской группы, изучающей процессы изменения климата.

Исследователи, базирующиеся на антарктической исследовательской станции имени принцессы Елизаветы (это первая в мире исследовательская станция с «нулевым выбросом» тепла в атмосферу), получили 45 трекеров с поддержкой GPS и с длительным автономным сроком работы аккумуляторов.

Устройства функционируют в сети Sigfox. Они помогут в определении координат местонахождения, отправляя их на специальные антенны. Цель Sigfox: помочь ученым оставаться на связи с коллегами в условиях низких температур и сильных ветров.

Беспроводной широкополосный интернет свяжет два полюса 

В июле 2016 года на саммите Top Of The World, который организовал Арктический экономический совет, обсуждались вопросы острой необходимости в широкополосном Интернете в приполярных арктических регионах, а также в стратегии реализации многочисленных возможностей, которые принесут за собой новые технологии. 

Участники дискуссий затронули вопросы новой спутниковой технологии, способной дополнить широкополосную подводную кабельную линию, а также обсудили роль правительства в обеспечении телекоммуникационной связи в Арктике. 

«Широкополосный доступ в интернет – это инструмент для создания новых возможностей на севере — образовательных, медицинских и экономических. Повышение пропускной способности коммуникационных сетей — чрезвычайно распространённая проблема во многих регионах Арктики, и я очень рада, что отраслевые лидеры стремятся помочь нам в поиске путей для её решения», — отмечала Тара Суини (Tara Sweeney), председатель Арктического экономического совета и исполнительный вице-президент по вопросам внешних связей ASRC.

В работе саммита приняли участие представители Iridium и проекта OneWeb.

Например, Брайан Хартин, вице-президент компании Iridium, рассказал о запуске спутниковой группировки Iridium NEXT, который должен завершиться в 2017 году. 

«Группировка NEXT сможет поддерживать все существующие продукты и услуги, предлагаемые нами сегодня, и сможет предложить новые продукты и услуги на более высоких скоростях, вплоть до 1,4 Мб/с. NEXT обеспечит больше возможностей для оказания поддержки абонентам, которые работают на более высоких скоростях», — рассказал он.

Грег Уайлер, основатель проекта OneWeb, сообщил о развертывании системы почти из 700 спутников связи, которая к 2019 году сумеет обеспечить широкополосным доступом к интернету пользователей по всему миру. Спутники будут располагаться на высоте 1,2 тыс. км от Земли. Основные инвесторы проекта — Qualcomm и Virgin Group.

«Для Арктики это означает три вещи. Во-первых, наши услуги будут предоставляться здесь в первую очередь, так как система начнет покрытие с полюсов. Во-вторых, пропускная способность в этом регионе, из-за низкой плотности населения, будет достаточно высокой, чтобы охватить все дома и предприятия. В-третьих, угол обзора по направлению к спутникам будет почти вертикальный, а поскольку OneWeb-терминалы будут самонаводящиеся, то они смогут работать из любой точки, даже в гористой местности», — рассказал Грег Уайлер.

Он отметил, что в первую очередь проект рассчитывает соединить все школы в мире, включая школы в Арктике, в том числе и для российского его сегмента. Кроме того, OneWeb сможет обеспечить услугами связи морские судна, исследовательские станции, в том числе – дрейфующие, вышки сотовой связи в отдаленных частях света. Сигналы со спутника будут отправляться на небольшое абонентское устройство, а затем – на конечное оборудование пользователя через Wi-Fi или LTE.

Источник

Источник