04.12.2016

Северный полюс будет обустроен и заселен

У Российской Арктики стран­ная судьба: на протяжении почти четверти века на всех уровнях власти не уставали повто­рять о ее значении для будущего России. Но конкретных действий не следовало, инвестиции обходи­ли стороной богатейшие полярные территории. Ситуация изменилась в последние три года, когда Совет Федерации плотно занялся аркти­ческой тематикой, а ее куратором в Правительстве стал вице-премьер Дмитрий Рогозин, чьи размыш­ления о сегодняшней ситуации и перспективах Арктики мы и публи­куем.

Все флаги в гости

Сегодня ведущие международные игроки уделяют Арктике все боль­ше внимания. Зачастую это выли­вается в усиление соперничества, столкновение интересов и амбиций различных стран, в том числе и не­арктических.

Тем не менее, как признается высшим политическим руковод­ством арктических держав и Евро­пейского союза, Арктика — одно из немногих направлений, где между­народное сотрудничество с Россией не только не прекращалось, но и активно продолжается.

По информации МИД России, в рамках деятельности Арктического совета ни один из почти 80 проек­тов сотрудничества не был свернут.

Россия рассматривает своих со­седей по Арктическому региону как естественных и приоритетных пар­тнеров в развитии международного сотрудничества. И для этого у нас есть конкретные предложения.

Санкционная политика позволи­ла нам открыть новые возможно­сти, чтобы сотрудничать в Арктике с нашими азиатскими партнерами, прежде всего в экономической сфе­ре, совместно создавая крупные энергетические и транспортные инфраструктурные проекты на основе разработки нефтегазо­вых месторождений.

Что можно выделить в этом отношении? Реализу­ем с участием Китая проект «Ямал СПГ», осваиваем Ван­корское месторождение с ин­дийскими партнерами.

Прорабатываются направ­ления сотрудничества с ко­рейскими и японскими биз­несменами, например в части постройки судов и оборудова­ния для работы на шельфе.

Пять триллионов рублей на развитие севера

Независимо от того, участвуют или нет зарубежные компании в наших проектах, считаю, что России необ­ходимо устойчиво и поэтапно раз­вивать Арктические зоны, и мы бу­дем наращивать усилия по ее мир­ному, ответственному и бережному освоению. Каковы же векторы раз­вития в Арктическом регионе? Усилия государства в ближайшее время будут направлены на то, что­бы сформировать механизмы под­держки, в том числе финансового и проектного направления деятельно­сти России в Арктике, а также раз­работать методику отбора такого рода инициатив.

Поддерживать указанную дея­тельность будет Государственная комиссия по вопросам развития Ар­ктики, созданная Указом Президента Российской Федерации в целях обе­спечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике и повышения уровня государственно­го управления при реализации стра­тегических приоритетов.

По поручению Госкомиссии Мин­экономразвития России совместно с федеральными и региональными органами власти и организациями подготовлен «портфель» проектов, призванный ускорить развитие Арктической зоны Российской Фе­дерации.

Речь идет о 150 приоритетных проектах со сроками реализации вплоть до 2030-х годов общей стои­мостью почти пять триллионов руб­лей, причем большая часть средств (около четырех триллионов) прихо­дится на внебюджетные источники.

Приведу цифры о направлен­ности этих проектов по отраслям в процентах:

  • переработка полезных ископа­емых — более 48% (в том числе ал­мазы — 14%);
  • транспорт — 16%;
  • геологоразведка — 7%;
  • реализация проектов на шельфе — 7%;
  • промышленность и энергетика — по 5%;
  • рыбная промышленность и сельское хозяйство — 5%;
  • и по 2% на экологию, телекомму­никацию и туризм.

 

Среди этих проектов — «Прираз­ломное», «Ямал СПГ», строительство морского порта в порте Сабетта, Северный широтный ход, Мурман­ский транспортный узел, строитель­ство ледоколов и плавучей АЭС в городе Певек, развитие Северного морского пути, создание техники и технологий для работы в Арктике.

Часть выбранных проектов по­зволяет поддержать и диверсифи­цировать экономику арктических моногородов (Воркута, Северо­двинск, Онега, Новодвинск), а также обеспечить модернизацию и своев­ременное замещение выбывающих мощностей — как в сфере электро­энергии, так и в сфере судостроения.

Сегодня Президентом Россий­ской Федерации поставлена задача Правительству расширять исполь­зование методов проектного под­хода. Это в полной мере применимо к Арктической зоне России, когда условия хозяйствования и освое­ния ведутся очаговым способом, концентрируясь вокруг крупных предприятий или инвестиционных проектов.

Исходя из необходимости сфор­мировать «каркас» социально-эко­номического развития Арктической зоны России вокруг «очагов хозяй­ственного освоения» территорий, Минэкономразвития России работа­ет над выделением так называемых опорных зон развития.

Другими словами, предполага­ется создавать «проектные офисы» в рамках каждого арктического субъекта, связанные единой систе­мой управления, а также экономи­ческой, транспортной и социальной инфраструктурой.

Этот механизм предполагается закрепить уникальным территори­альным Федеральным законом «О развитии Арктической зоны Рос­сийской Федерации» и реализовать в рамках формируемой новой ре­дакции государственной программы «Социально-экономическое разви­тие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

Мы предполагаем заключение своего рода «социального договора» между государством и бизнесом, когда государство прилагает уси­лия по снятию инфраструктурных ограничений, а предприниматели принимают на себя обязательства по инвестированию.

Кроме того, развитие Арктиче­ской зоны России в проектной логике предполагает использование возмож­ностей, чтобы эффективно применять существующие инструменты государ­ственной поддержки, которые будут повышать инвестиционную привле­кательность проектов (там, где это обоснованно), таких как, например, свободные порты, ТОРы, ОЭЗы, ин­дустриальные парки, специальные инвестиционные контракты и другие.

Знак качества российской экономики

Достаточно распространено мнение, что Арктика — это в основном до­быча полезных ископаемых. Но за­ложенный в проекты освоения при­родных ресурсов потенциал может стать для научно-производственной повестки страны не менее значи­мым, чем в 1960-е годы был космос.

Мы видим Арктику как полигон, где будут апробированы новые оте­чественные инновационные техно­логии, заказчиками которых станут государство (в первую очередь Минобороны) и крупный бизнес (добывающие компании).

Это могут быть проекты с це­лью разработать новые материалы и топливо, пригодные для исполь­зования в условиях экстремально низких температур; проекты созда­ния «арктической» техники (малая авиация и вертолеты, летательные аппараты безаэродромного базиро­вания и беспилотники, суда река — море ледового класса, специальная гусеничная техника, техника на воздушной подушке). Современное геолого-разведочное оборудование, включая проекты подледной сейс­моразведки на арктическом шель­фе; использование биотехнологий для производства экологически чистых продуктов питания и се­мян; развитие фармакологической и парфюмерной промышленности.

Прошедшие испытания аркти­ческим климатом будут получать «арктический знак качества», свиде­тельствующий о сверхнадежности техники и оборудования.

Выбор России в нашей дея­тельности неизменен: цивилизо­ванно, в ходе переговоров ре­шать все спорные вопросы на основе международного права. Наша страна открыта для сов­местной работы в Арктике — как на двухсторонней основе, так и в мно­гостороннем формате, прежде всего в рамках Арктического совета.

Мы рассматриваем Арктику как территорию диалога и сотрудниче­ства и намерены решительно про­тиводействовать любым попыткам привнести в регион нервозность и конфронтацию.

Источник

 

Источник