Округ вновь обрел надежду на то, что ряд городов на западе и востоке региона, отрезанных друг от друга Обью и непроходимой летом болотистой тундрой, соединит между собой и с Большой землей железная дорога
Реанимировать проект, известный как Северный широтный ход (СШХ), правительство округа договорилось с РЖД и Газпромом. В декабре руководители компаний намерены подписать соглашение о доле и форме своего участия в проекте. Дорогу ориентировочной стоимостью 240 миллиардов рублей построят по концессии — впервые в отечественной практике. Соответствующую заявку рассмотрит федеральное правительство.
Напомним о параметрах СШХ. Это одноколейка протяженностью около 700 километров, которая соединит две железных дороги, — Северную и Свердловскую, свяжет узловые станции — Обскую (у предгорий Полярного Урала) и Коротчаево (недалеко от Нового Уренгоя). Не менее половины рельсового пути — к востоку от Надыма — уже имеется, но требует капитальной реконструкции. Единственный объект, который ранее с немалым трудом построили в рамках СШХ, — мост через реку Надым. И тот наполовину, ведь смонтирован только автомобильный переход.
Самое затратное сооружение "хода" — совмещенный мост через Обь в окрестностях Салехарда — прежде оценивали в 60 миллиардов рублей. Их не смогли найти и в экономически благополучные годы. Где взять сегодня? Около восьми миллиардов гарантированно выделит округ. Остальная сумма, надо думать, поступит из Фонда национального благосостояния: полгода назад мост включили в список его объектов. Как сообщил недавно российский вице-премьер Аркадий Дворкович, шансы на открытие финансирования появились после того, как заявили о себе компании, готовые вложиться в реализацию проекта. Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин надеется, что старт строительству моста дадут в 2018 году. При этом основной производственной площадкой послужит лежащий на левом берегу Оби город Лабытнанги.
В этом же году, как ожидается, начнут укладывать шпалы. Если все сложится, как задумано, через пятилетку крупный инфраструктурный узел запустят в эксплуатацию. По расчетам инвесторов, годовой грузопоток превысит 20 миллионов тонн. Между тем власти автономии делают все от них зависящее для прокладки еще одной ветки — по территории полуострова Ямал, а именно от Бованенковского месторождения к достраиваемому морскому порту Сабетта. Что подразумевает продление на 170 километров действующей газпромовской однопутки (берет начало на станции Обская, заканчивается станцией Карская) до восточного побережья полуострова. Цена вопроса — 113 миллиардов рублей. По мнению директора Научного центра изучения Арктики Антона Синицкого, это логично и экономически оправданно.
— Все сколь-нибудь крупные порты мира имеют сообщение с материковой железнодорожной сетью. Да, Сабетта в первую очередь призвана обслуживать находящегося рядом с ней производителя сжиженного природного газа, но ее потенциальные возможности в системе грузоперевозок Северного морского пути значительно больше.