12.02.2017

Эксперт: развитию Севморпути мешает слабая портовая инфраструктура и недостаток кадров

Развитию Северного морского пути (СМП) препятствуют слабая портовая инфраструктура, отсутствие ремонтных и бункеровочных баз, высокая стоимость ледокольной разведки, дефицит кадров и другие факторы, и если в западной части Арктики ряд проектов по развитию СМП получили толчок к развитию, то в восточной части региона эта работа находится пока в начальной стадии, сообщил ТАСС директор департамента флота Fesco Владимир Чабров.

"Общеизвестные факторы, препятствующие развитию СМП, это слабая портовая инфраструктура; отсутствие ремонтных и бункеровочных баз; недостаточные гидрометеообеспечение и ледовая разведка; стоимость ледокольной проводки; слабая аварийно-спасательная готовность; плохая связь и слабая информационная инфраструктура; недостаток подготовленных квалифицированных кадров и так далее", — сообщил собеседник агентства.

Неравномерное развитие

Он отметил, что в связи с разработкой месторождений полезных ископаемых в западной части Арктики, ряд проектов получили существенный толчок к развитию. В качестве примеров он назвал порт и аэропорт Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе и Новый порт в Обской губе, устойчивое функционирование ГМК "Норникель", освоение "Приразломного" месторождения в Печорском море.

"В тоже время, в Восточном районе в текущую навигацию мы имеем только реконструкцию причалов в порту Певек, которая планировалась последние 3 года, а в результате вызывает задержки судов на рейде до 3 суток. Проекты по освоению шельфа в Восточном районе пока реализуются только на уровне геофизических исследований", — сказал Чабров.

Порт Сабетта строится в Ямало-Ненецком автономном округе, первые грузовые суда пришвартовались к его причалу в октябре 2013 года. Порт создается под грузы ОАО "Ямал СПГ", которое строит завод по сжижению газа мощностью 16,5 млн тонн в год (стоимость проекта оценивается в 26,9 млрд долларов).

Платформа "Приразломная" — первый и на сегодняшний день единственный проект на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча углеводородов. В общей сложности на Приразломном месторождении в 2016 году было добыто 2,154 млн тонн нефти сорта ARCO (Arctic Oil).

Проблема смежной инфраструктуры

Собеседник отметил, что развитие месторождений и Арктических проектов вызывает необходимость модернизации смежных транспортных объектов, "завязанных" на Севморпуть. Так, на западе в приоритет уже выделены "Северный широтный ход" и комплексное развитие Мурманского транспортного узла, готовятся к обоснованию и принятию в качестве "опорных зон" проект железной дороги "Белкомур", глубоководный район порта Архангельск, глубоководный порт Индига. Тем временем, переход от Карских ворот до порта Мурманск составляет всего 2 суток со скоростью 12 узлов.

При этом на востоке переход от мыса Дежнева до ближайших полноценных бункеровочных портов Владивосток и Находка составляет 10 суток, то есть в пять раз дольше. Другие дальневосточные порты — Анадырь, Петропавловск Камчатский, Магадан, Южно-Сахалинск — ограничены по сортам и объемам топлива, а цена бункеровки здесь существенно выше. В этом районе также необходимо развитие смежной с СМП инфраструктуры, но крупных проектов в этой области пока нет.

"Аналогичная ситуация сложилась со снабжением судов пресной водой — водовод в поселке Певек был поврежден в 2014 году, и в настоящий момент суда, работающие в восточном районе Севморпути, практически не могут пополнить запасы пресной воды", — сообщил Чабров.

Северный морской путь — это кратчайшая водная трасса между европейской частью России и Дальним Востоком. Его протяженность от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тысячи километров. Основные объемы грузов перевозятся в направлениях Обская губа, порт Сабетта и Дудинка.

Источник

Источник