Работа над Арктической группировкой войск — это тот редкий для России случай, когда порученное президентом не затерялось, не попало под сукно министерских столов. Наоборот, новости о том, что Арктической группировкой войск занимаются серьёзно и, что самое важное, планомерно, появляются регулярно. Лайф решил собрать воедино всю разрозненную информацию об этой программе. Мы расскажем вам, как, а главное, на чём будут служить военные, прикрывающие самые северные рубежи нашей родины.
Первым делом, первым делом ледоколы
Планы освоения Россией Арктики озвучиваются регулярно, но для их претворения в жизнь требуется иметь достаточную боевую группировку, чтобы в случае необходимости защитить свои геополитические северные интересы. В то время как ВМФ США давно не анонсировал новых кораблей ледового класса, Россия наращивает мощь Северного флота, и это не просто слова.
Вообще, состояние гражданского судостроения в нашей стране в целом можно назвать критическим. Люди менее вежливые могут применить какой-нибудь другой термин. С 2006 года более 90 процентов новых судов отечественные заказчики строили на зарубежных верфях. На протяжении последних 15 лет (с 2000 года) убытие транспортного флота превысило ввод в эксплуатацию новых судов в 13 раз. За эти годы Россия потеряла свыше 10 тысяч единиц транспортного флота.
К счастью, ледоколостроение осталось едва ли не единственной выжившей частью российского гражданского судостроения. И именно оно сейчас должно стать важнейшей опорой для развития всего Севера и отдельно Арктической группировки. Спустя долгое время после того, как это было сделано в Советском Союзе, в 2010 году танкер компании "Совкомфлот" "СКФ Балтика" стал первым крупнотоннажным судном, прошедшим высокоширотным маршрутом из Атлантического океана в Тихий. А уже в октябре 2013 года танкер компании "Совкомфлот" "Виктор Бакаев" завершил переход по Северному морскому пути, также впервые с момента завершения советской эпохи.
Предполагается, что в 2017-м объём перевозок при помощи Северного морского пути превысит все исторические показатели, а к 2020 году увеличится ещё втрое. Для такого динамичного развития требуется охрана, готовая в любой момент защитить российские интересы. Чтобы осуществлять рейсы по Северному морскому пути, в Санкт-Петербурге уже строятся обычные ледоколы. В 2013 году был заложен головной атомный линейный ледокол "Арктика" (ЛК-60Я), а в 2015 году — второй корабль серии из трёх единиц, которому присвоено имя "Сибирь". Третий — "Урал" — был заложен летом 2016 года.
Для обеспечения их защиты Министерство обороны создаёт в настоящий момент военную группировку кораблей ледокольного и ледового классов. Будут они оборонять и арктическое побережье страны. Большинство кораблей сделают на основе ЛК-110Я — ледокола-лидера, проектируемого в данный момент. Предполагается создание военных ледоколов и ударных кораблей ледового класса, способных нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение.
На данный момент ледокол-лидер ЛК-110Я разрабатывает Объединённая судостроительная компания. Проектированием его занимается ФГУП "Крыловский государственный научный центр". 110 означает заявленную мощность в 110 мегаватт на валу, а "Я" — ядерную силовую установку корабля. Для сравнения, у крупнейшего в мире ледокола "50 лет победы" мощность всего 55 мегаватт.
Предполагается, что военный ледокол на основе ЛК-110Я будет нести минимальное вооружение из-за особенностей корпуса, не позволяющих разместить ракетные шахты и артиллерийские установки. Поэтому дополнительно будет создано несколько кораблей ледового класса, способных работать вместе с ледоколом-лидером либо решать самостоятельные задачи. Ледокол-лидер сможет преодолевать лёд толщиной до 4,5 метра. Этого достаточно, чтобы бороздить просторы Северного полюса в любое время года.
Вместе с ледоколом разрабатываются универсальные патрульные корабли арктической зоны ледового класса проекта 23550. Это будут принципиально новые суда, которые объединят в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля. Они смогут ходить в любых зонах мореплавания — от тропических до арктических, — преодолевая лёд толщиной до полутора метров. На их борту установят две ракетные установки Club-K, которые будут расположены в корпусе стандартных 40-футовых морских контейнеров.
А что на суше?
И вновь больше всего радует основательность подхода, при котором практически все рода войск получат специализированную технику, созданную специально для Арктики, а не просто покрашенную в белый цвет. О таком отношении очень красноречиво свидетельствует и выставка "Армия-2016", на которой арктическим версиям военной техники было уделено немало внимания.
Дело в том, что арктическая подготовка техники включает в себя очень многие аспекты. Например, этой осенью стало известно, что Военно-промышленная компания создала арктическую версию бронетранспортёра БТР-82А, рассчитанную на использование в условиях Крайнего Севера. Все машины представляют собой стандартные БТР-82А, однако получившие целый комплекс "арктических" дополнений.
Что самое интересное: доработки делятся примерно пополам. Частично они делаются на заводе, вносятся конструктивно, а затем уже в воинских частях архипелага Новая Земля и на Чукотке их дорабатывают под применение в условиях Арктики. На машинах устанавливают блоки из комплекта поставки, утепляют двигатели и меняют масло. Арктические БТР работают на специальном дизельном топливе, обеспечивающем гарантированный запуск двигателя при температурах до –60 °C. Очень показательно, что подобная техника, создаваемая сейчас в России, не имеет аналогов ни в США, ни в Канаде, где просто меняют масло и используют стандартные версии.
Примерно так же и с танками. Для работы в условиях Крайнего Севера предлагается использовать газотурбинные Т-80ВБ, созданные в советское время на Кировском заводе в Ленинграде. В ходе реновации и подготовки к переводу в Арктическую группу войск эти танки получат новую систему управления огнём (СУО) и улучшенную по современным меркам защиту. Кроме того, изменения коснутся и силовой установки — она станет потреблять меньше керосина. Вопроса с запуском турбинных двигателей на морозе почти нет, они гораздо менее капризны к низким температурам.
И таких решений множество: на шасси вездехода "Витязь" переводится "Тор-М2" для работы в условиях Арктики. ДТ-30 ПМ "Витязь" — это вездеход российского производства на гусеничном ходу, созданный для перемещения по грунтам с низкой несущей способностью, например по болоту, снежной целине, бездорожью, пересечённой лесистой местности. Он может работать в условиях от +40 °C до –50 °C.
Железные люди
Стоит рассказать и о людях. Тех, кто служит на севере сейчас или будет проходить службу уже после расширения численности Арктической группировки войск, обживая заброшенные в 90-х и начале 2000-х годов военные городки.
Количество частей, размещённых в северных и приарктических территориях, постоянно растёт. Два новых соединения береговой обороны, каждое размером не меньше дивизии, будут развёрнуты в прибрежных районах Северного морского пути. Первое — на Кольском полуострове, в Мурманской области на базе береговых войск Северного флота. А второе — на Чукотке, для прикрытия восточной части Северного морского пути. Ожидается, что среди техники в этих подразделениях будут даже военные квадроциклы. Опыт финнов и норвежцев показал высокую эффективность такого средства передвижения в условиях севера.
И опять же, о том, что техника готовится комплексно, можно говорить на примере выставки "Армия-2016". Там экспонировалось несколько вариантов квадроциклов, включая удобные, но не совсем привычные, с возможностью перевозки миномёта.
В настоящий момент одним из наиболее северных войсковых соединений в России остаётся Центральный полигон на Новой Земле. Чаще всего туда набирают новобранцев из Архангельской области (они уже знают, каково это — жить на севере — и привычны к полярным дням и ночам).
Убийственный климат
Главной проблемой службы на севере является климат. Регулярные циклоны и отсутствие препятствий приводят к тому, что самое высокое дерево здесь не достаёт до колена. Всё это позволяет ветру разгоняться до 50 метров в секунду, создавая просто убийственные погодные условия.
Практически всех бойцов в первую очередь обучают тому, как надо действовать в случае различных вариантов. Вариантами на севере обозначают режимы и ограничения, связанные с непогодой. Их несколько, и каждый из них имеет два и более уровня. "Ветер-3", "Ветер-2" и "Ветер-1" — это штормовое предупреждение из-за очень сильного, чаще всего порывистого ветра. Первая степень самая опасная, она вводится, когда порывы ветра переваливают за 30 метров в секунду.
Есть несколько степеней гололёда, причём при "Дороге-1" вообще прекращается движение по улицам, они напоминают отлично залитый каток. Если температура опустилась ниже –35 °C, это уже "Холод-1". Ну а самым страшным считается вариант "Вьюга-1", во время его действия разрешается передвижение по гарнизону только на гусеничной технике.
Также нешуточной опасностью для этих мест является встреча с белым медведем. Новобранцам объясняют, как вести себя при встрече с настоящим "королём севера", но главное, по словам местных офицеров, — научить их, как не встретиться с ним. При рандеву с хищником советуют делать ставку на его обоняние — отбросить деталь одежды подальше и, дождавшись, когда мишка пойдёт на запах, медленно, спиной, отходить в сторону укрытия. Белый медведь плохо видит, что и может спасти при встрече. После такого ЧП по гарнизону даётся сигнал "Белый медведь".
Вечная мерзлота, отсутствие солнца в течение 240 дней и снег, лежащий две трети года, нельзя назвать комфортными условиями. Однако, несмотря на все трудности, год за годом Россия возвращает себе север, не просто на словах, но делом, постепенно создавая действительно серьёзную и продуманную оборону своей границы и водных территорий. Если расчёты учёных и футурологов окажутся верны, без добычи полезных ископаемых и углеводородов на шельфе миру всё равно не обойтись. И вот тогда северный кулак российской армии станет серьёзным аргументом не лезть на нашу северную территорию.