Реализация концепции Северного морского пути (СМП) требует создания современной транспортно-логистической инфраструктуры с привлечением иностранного капитала, для чего необходимы изменения в законодательстве. Такое мнение высказал корреспонденту ТАСС заведующий кафедрой международного публичного и частного права Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) доктор юридических наук Вячеслав Гаврилов.
"Необходимо иметь в виду, что реальное воплощение в жизнь концепции СМП как жизнеспособной альтернативы традиционным европейско-азиатским морским маршрутам невозможно без принятия нашим государством новых глубоких комплексных усилий по повышению инвестиционной привлекательности российского Севера и создания здесь мощной и современной транспортно-логистической инфраструктуры с широким привлечением иностранного капитала. Решение задачи такого уровня и масштаба невозможно без внесения существенных (хотя и узко предметно ориентированных) изменений в действующее таможенное, налоговое, валютное, гражданское и иммиграционное законодательство РФ. На этом фоне предпринимаемые сегодня в нашей стране усилия по приданию арктическому региону особого правового статуса в рамках разработки проекта федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации" представляются явно недостаточными", — считает Гаврилов.
В то же время он отметил, что Россия, опираясь на нормы обычного и договорного международного права, достаточно активно реализует свое право на принятие специальных законов и правил о регулировании навигации отечественных и зарубежных судов в ее территориальных водах и исключительной экономической зоне в Арктике. В качестве примера одного из важнейших практических шагов, предпринятых в этом направлении, он привел принятие в 2012 году поправок в законы о регулировании торгового мореплавания в акватории Северного морского пути, которые отразили базовые принципы российского видения правового статуса СМП и определения его границ. При этом практические механизмы эксплуатации СМП нашли закрепление в "Правилах плавания в акватории Северного морского пути", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ 17 января 2013 года.
Однако, по мнению Гавилова, эту работу сегодня вряд ли можно считать завершенной, в частности, из-за необходимости повышения инвестиционной привлекательности российского Севера. Помимо этого, собеседник отметил, что Россия должна предпринять дополнительные нормотворческие усилия в данной области с целью учета в ее законодательстве положений Полярного кодекса, вступившего в силу 1 января 2017 года и предусматривающего достаточно высокие технические, навигационные и некоторые другие правила и стандарты плавания в полярных водах, включая пространство СМП.