Горячие новости из холодных краев. В арктический порт Сабетта следует пока единственный на планете в своем роде газовоз-ледокол, построенный южнокорейскими корабелами для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) с полуострова Ямал за рубеж. Всего танкерная флотилия будет насчитывать 15 таких судов. До пуска завода СПГ, за ходом возведения которого пристально наблюдают многие страны, остались считанные месяцы: готовность первой очереди предприятия составляет около 90 процентов.
Одного завода недостаточно, и с ним доля России в мировом экспорте СПГ будет незначительна, предупреждает известный геолог из Западной Сибири, гендиректор Сибирского научно-аналитического центра Анатолий Брехунцов. С трибуны Совфеда он убеждает законодателей в необходимости формирования национальной программы строительства в заполярной зоне ЯНАО сети крупных профильных производств. Потребуются триллионы рублей, но вложения, утверждают сторонники форсированной индустриализации оленьих территорий, принесут прибыль.
В жидкую фракцию
Чтобы понять значение СПГ в современной энергетике, сначала обратимся к парадоксальной, на первый взгляд, статистике. РФ, обладающая шестой частью мировых запасов летучего углеводорода, на второй позиции после Ирана. В США газа в недрах втрое меньше, чем у нас. Вместе с тем в России с начала века уровень его добычи остается почти неизменным, тогда как у государств-соперников существенно вырос. В целом — на триллион кубов. Соответственно РФ и экспорт не удалось нарастить.
По СПГ показатели откровенно удручающие: производим в год 14,6 миллиарда кубометров — менее пяти процентов мирового объема. Сегодня на внешнем рынке экспортер № 1 — Катар. Соединенные Штаты хотят обогнать его и уже видят себя в числе крупнейших партнеров Европы: в последнее время из Нового Света в Старый танкеры с ходовым товаром зачастили. По прогнозам экспертов международной консалтинговой компании, через 15-18 лет единоличным лидером станет Австралия, нарастив выпуск СПГ до 195 миллиардов кубометров, США могут дойти до 145, а Россия — всего до 55, увеличив свою долю приблизительно до семи процентов. Спрос на сжиженный газ, который удобно транспортировать через моря-океаны, а затем, на суше, возвращать в исходное состояние и пускать по трубам, растет как на дрожжах, конкуренция ужесточается. Кто замешкается — безнадежно отстанет.
— Обладая потрясающими ресурсами, продаем мало. Обидно. Запасы сконцентрированы преимущественно в границах ЯНАО. По нашему мнению, здесь можно получать до 150 миллиардов кубических метров СПГ, — заявляет Анатолий Брехунцов.
РФ, обладающая шестой частью запасов природного газа на планете, производит в год лишь 14,6 миллиарда кубометров СПГ — менее пяти процентов мирового объема
По словам доктора геолого-минералогических наук, задел сформирован не без активного участия бюджетных капиталов. В Обской губе построен морской порт, для беспрепятственного прохода судов в мелководной акватории прорыт канал шириной около 500 метров. У поселка Сабетта принимает воздушные суда международный аэропорт. Вот-вот заработает завод-первенец. Подобных ему в регионе должно быть несколько, уверен ученый.
Проект на два триллиона
Впервые СПГ в промышленном масштабе научились получать еще в 1941-м в американском Кливленде. В РФ аналогичное производство запущено через 65 лет на юге Сахалина. От него до ненасытных азиатских потребителей рукой подать. Ямальский завод — у черта на куличках, среди снега и льдов. В чем экономическая привлекательность проекта? Его разработчики перечисляют следующие преимущества. Во-первых, газ под ногами. Месторождение богатое, долго не истощится, да и поблизости залежей предостаточно. Во-вторых, холод — союзник, резко снижает энергозатраты: ведь газ нужно охлаждать до минус 162 по Цельсию. В-третьих, рядом Северный морской путь (СМП). Лево руля — в Европу придешь, направо повернешь — в Азию. Потепление на руку: длительность навигации увеличилась. В-четвертых, предоставлены щедрые налоговые преференции.
Компания "Новатэк", инициатор географически беспрецедентного для отрасли проекта ценой 27 миллиардов долларов, не исключала, что столкнется со сложными техническими, технологическими задачами. Таковые периодически давали о себе знать. Но все их затмила проблема непредвиденная и крайне болезненная — потеря кредиторов после введения санкций. Американские и европейские банки, посулившие профинансировать две трети затрат, вышли из игры. Выручили выделенные в долг из Фонда национального благосостояния 150 миллиардов рублей. Увенчались успехом долгие переговоры с банкирами из Поднебесной. Кстати, без малого треть акций завода "Ямал СПГ" у национальной нефтегазовой корпорации CNPC и Фонда Шелкового Пути. И они, и держатель контрольного пакета "Новатэк", и французская Total (у нее 20 процентов) нацелены преимущественно на реализацию ямальского газа в КНР и другие страны АТР.
Ввод в эксплуатацию первой очереди все-таки пришлось сдвинуть на год — на 2017-й. Очередей, напомню, три. Каждая будет давать по 5,5 миллиона тонн.
Если все получится как задумано, то, наверное, те представители иностранного бизнеса, которые сейчас не без интереса наблюдают за ситуацией, просчитают варианты инвестиций в арктический регион. Северяне уже в ожидании старта строительства второго завода, идентичного по мощности. Его предполагают смонтировать на морских платформах близ Гыданского полуострова.
— Пока мы не убедимся в эффективности транспортной логистики, говорить о следующих заводах рановато, — полагает кандидат технических наук Дмитрий Волосняк. — Помеха тут не расстояния. Обратим взор на другой край света — Австралию. Здешний климат, в отличие от арктического, приводит, по идее, к удорожанию производства СПГ, зато перевозка продукта по теплому океану относительно дешева. Наш, Ледовитый, нужно преодолевать.
Лево руля
Достраиваемый рядом с Сабеттой завод — это 650 тысяч тонн конструкций. Их, изготовленные преимущественно за рубежом, доставляли на место морями Ледовитого океана, но со стороны Северной Европы, Мурманска. По Севморпути к западу от Ямала грузовые корабли в сопровождении ледоходов курсируют часто — по сравнению с восточным отрезком. Упомянутый в начале текста газовоз (он назван в честь трагически погибшего в Москве главы Total Кристофа де Маржери) также шел в Россию дальней дорогой. От корейской верфи добрался до бельгийского Зебрюгге. Этот порт, кстати, станет перевалочной грузовой базой для "Ямал СПГ". Здесь в емкости танкера закачали тестовый объем газа, чтобы с ним экипаж проверил ходовые качества уже у побережья России.
Северяне уже в ожидании старта строительства второго завода, идентичного по мощности. Его предполагают смонтировать на морских платформах близ Гыданского полуострова
Параметры судна класса Arc7 впечатляют. Размером оно почти в три классических футбольных поля. Вместимость танков — 172 тысячи кубов. Эта махина, уверяют конструкторы, способна в 50-градусный мороз уверенно резать лед толщиной до 2,1 метра.
— В акватории СМП на пилотном судне новой серии газовозов с говорящим названием "Ямалмакс" испытываются, в частности, элементы управления безаналоговой пропульсивной установки. Строительство "Кристофа де Маржери" профинансировал ВТБ по заказу "Совкомфлота". Оставшиеся 14 газовозов распределены между китайско-японским, китайско-греческим и китайско-канадским консорциумами судовладельцев, — комментирует ситуацию с формированием флотилии представитель "Совкомфлота" Георгий Попов.
Между тем на корейской верфи в январе был спущен на воду еще один газовоз. Исходя из сообщений информагентств, каждое судно обойдется приблизительно в 350 миллионов долларов.
В основном танкеры будут следовать из Сабетты в западном направлении. В восточном, через Берингов пролив, планировалось отправлять пятую часть произведенного СПГ — исключительно в летне-весеннюю навигацию. Для проходки зимой без постоянного сопровождения мощных атомных ледоходов не обойтись. А они в дефиците, отмечает замдиректора Института мерзлотоведения РАН, член научного совета академии по проблемам разработки месторождений нефти, газа и угля Михаил Григорьев. Даже Обская губа своенравна, порой труднопроходима. Не так давно атомоход почти трое суток вел караван судов сквозь коварные дрейфующие льды. И это на протяжении каких-то ста километров.
Обнадеживающие новости: достраивается ледокол "Арктика", в текущем году, как ожидается, он приступит к работе в акватории Сабетты. На верфях Балтийского завода заложены еще два атомохода — "Сибирь" и "Урал". Они универсалы — способны ходить даже по мелководью.