Корреспондент Федерального агентства новостей побеседовал с заведующим лабораторией изучения ледового плавания Арктического и антарктического научно-исследовательского института Сергеем Фроловым о статусе Северного морского пути (СМП) как единой национальной транспортной магистрали Российской Федерации. В ходе интервью обсуждались политические мотивы претензий зарубежных государств, направленных на оспаривание исключительного права России на управление СМП.
— Расскажите о состоянии СМП в настоящее время и перспективах его дальнейшего использования?
— Последние годы заметно достаточно серьезное оживление плавания по трассе СМП: увеличивается грузопоток, увеличивается количество судов, которые работают на трассе как под российским флагом, так и под иностранным. Кроме того, появляются новые трассы и пункты захода судов. Особенно это заметно в районах с интенсивной добычей углеводородов, потому что это основная статья генерального груза, который перевозится по трассе СМП. В то же время сохраняется и развивается транспортная система, которая существовала еще в советское время.
Мы прошли пик падения, который был на трассе СМП. И сейчас постепенно идет восстановление, потому что у нас самые большие объемы груза.
Нужно отметить, что все это может окупиться, если будет устойчивый груз. Разовые операции совершенно неэффективны и экономически невыгодны. Да и возить им нечего. Поэтому говорить они могут все что угодно, но тем не менее пока не будет устойчивого грузопотока, у них ничего не выйдет. Это очень дорого.
— Расскажите о вашей работе в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте?
— Я возглавляю лабораторию ледового плавания. Она была организована еще в 60-х годах. Сотрудники нашей лаборатории занимаются изучением ледяного покрова. Основная наша цель — ледовые прогнозы, навигационные рекомендации. То есть найти оптимальную дорогу во льдах в прогнозируемых условиях для того, чтобы суда могли эффективно и безопасно осуществлять свои плавания.
Кроме того, научный аспект — изучение ледового покрова. Один и тот же лед может по-разному влиять на различные суда. Поэтому мы разрабатываем различные алгоритмы для важной оценки на эффективность и безопасность движения судов во льдах. У нас есть свои определенные модели и методы. Но мы только рекомендуем, решение всегда принимает капитан, который может не согласиться с нашей оценкой.
— Расскажите о совместных проектах зарубежных ученых с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом? Как вы считаете, наука и международная политика связаны между собой? Насколько известно, в условиях действующих санкций ряд крупных ученых из-за рубежа высказываются за их полную отмену и за укрепление международного сотрудничества с Россией.
— Наш институт имеет богатый опыт по вопросу международного сотрудничества. Очень много всяких проектов. Эта деятельность не прекращается даже с ведением санкций. У нас, например, есть российско-германская лаборатория, которая входит в состав нашего института. Там в основном работают молодые специалисты, которые проходят курс обучения и работают над своими темами. Общение с зарубежными коллегами проходит по разным направлениям.
Да, есть проекты, которые приостановились из-за санкций. Но существует очень много других международных проектов, над которыми наш институт работает. С иностранными учеными у нас очень хорошие отношение, даже чисто человеческие. Я думаю, все вернется на круги своя, даже в большем масштабе.