06.04.2017

Арктика: территория сотрудничества или военный театр

Все государства, границы которых проходят через арктический регион, с завидным постоянством устраивают военные учения, так или иначе связанные с отработкой боевых действий в Арктике. Очередное учение военно-воздушных сил «Арктический вызов» (Arctic Challenge Exercise, АСЕ-2017) пройдет с 22 мая по 2 июня. На официальном сайте Вооруженных сил Норвегии Norges Forsvar предстоящее учение названо «одним из крупнейших в Европе». В нем примут участие более 100 самолетов и более 1 тыс. военнослужащих из 12 стран. Это члены НАТО: Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Канада, Нидерланды, Норвегия, США и Франция, а также подписавшие программу взаимодействия «Партнерство ради мира» Финляндия, Швейцария и Швеция. Учение пройдет по сценарию воздушной операции в северных районах Швеции и Норвегии. Авиация международной коалиции будет базироваться на военно-воздушных базах Будё в Норвегии, Лулео в Швеции и Рованиеми в Финляндии (всего в 146 км от российской границы). Воздушную операцию поддержат с моря корабли Военно-морских сил Норвегии в районе Лофотенских островов.

Почему же все претензии по милитаризации Арктики предъявляются только к России, а США остаются как бы в стороне. Между тем Министерство обороны США в феврале опубликовало обновленную Арктическую стратегию, подготовленную еще при Обаме. В документе указано на разногласия между США, Канадой и Россией по поводу регулирования судоходства в Арктике.

Канада справедливо полагает, что все воды в пределах канадских арктических островов, включая Северо-Западный проход, являются ее территориальными, что подразумевает необходимость получения разрешения на проход иностранных судов. Россия аналогично считает своими воды в своем секторе Арктики и устанавливает контроль за судоходством по Северному морскому пути. А вот США считают эти проливы международными водами. «Защищая интересы национальной безопасности США по обеспечению всех прав и свобод, касающихся использования морского и воздушного пространства, признанных международным правом, Министерство обороны будет обеспечивать стратегический доступ военных и гражданских судов и самолетов США во все районы Арктики, как и в другие регионы. В том числе речь идет о проведении в случае необходимости операций по обеспечению свободы судоходства и противодействию чрезмерным морским претензиям других стран». Одним словом, наглость не знает границ.

В документе также отмечено, что борьба за получение экономических преимуществ и стремление различных стран усилить свое влияние в этой зоне может привести к росту напряженности.

Канада как ближайший сосед и партнер США в упор не замечает бревна в глазу, зато под лупой рассматривает российское военное присутствие в Арктике. «Мы глубоко обеспокоены, и мы стремимся защищать суверенитет Канады в Арктике. Она является стратегическим приоритетом для нас. Военному решению мы предпочитаем путь к деэскалации конфликта, но, в случае необходимости, свой суверенитет мы будем защищать силой», – цитировала в августе 2014 года старейшая газета Дании Berlingske слова главы МИД Канады Джона Брэда.

Официальный Копенгаген, можно сказать, близко к сердцу воспринял эти слова, потому что у Дании свой спор с Россией из-за участка арктического шельфа в районе хребта Ломоносова, где запасы углеводородов оцениваются в 4,9 млрд т условного топлива.

Все эти споры и высказанные амбиции, ведущие к росту военной опасности в Арктике, серьезно волнуют руководство Исландии и Финляндии. На прошлой неделе президент Финляндии Саули Ниинистё в Архангельске призывал участников IV Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» остудить горячие эмоции и успокоиться. «Все члены НАТО подчеркивают необходимость диалога с Россией, но имеется вопрос. Этот вопрос касается отношений между США и Россией. Мы в данный момент не знаем, какие события будут происходить, и, естественно, это предмет двусторонних отношений между Россией и США. Но эти взаимоотношения представляют интерес и имеют большое значение для Финляндии, – сказал Саули Ниинистё.

«Как эти взаимоотношения будут развиваться – имеет большое значение для всего мира, и мы надеемся на лучшее», – добавил президент Финляндии.

Президент Исландии Гудни Йоханнессон (так имя и фамилия указаны на сайте президента России) призвал участников форума решать любые разногласия на основе Конвенции ООН по морскому праву. «В наших собственных интересах добиться того, чтобы великие державы ладили друг с другом», – сказал Гудни Йоханнессон.

«Надо подходить к проблеме, не провоцируя друг друга, с уважением к мнению другой стороны и, более того, верить в научные доказательства и подтверждения», – продолжал президент Исландии.

«Мы окажемся в беде, если самым главным аргументом будет размер вооруженных сил», – добавил высокий гость.

Гудни Йоханнессон высказал пожелание полагаться на научную, доказательную базу со всем уважением к различиям мнений. А Саули Ниинистё хотел бы увидеть всех членов Арктического совета за столом переговоров, чтобы «все как минимум четко понимали, что говорит противоположная сторона».

Владимир Путин согласился с мнениями своих коллег: «Если мы найдем инструменты решения проблем здесь, то это будет настраивать на то, чтобы таким же образом решать вопросы и в других регионах мира».

Арктика – это, конечно, стратегический театр, несущий в себе риск ремилитаризации. Но все проблемные вопросы могут решаться посредством кооперации и сотрудничества, которые требуют общения. Наследники Обамы в США, к сожалению, именно от общения-то и отказываются. Вот и присутствовавший на форуме в Архангельске посол США Джон Теффи, такой улыбчивый на всех фотографиях, просидел букой все пленарное заседание форума с каменным лицом. Может, боялся, что в Вашингтоне его заподозрят в общении с Владимиром Путиным? Так кто же в действительности стремится к ремилитаризации Арктики? Вопрос риторический.

Источник

Источник