11.04.2017

Зачем России Арктика

Несколько лет назад случился скандал. Некий профессор Высшей школы экономики предложил: «У России, как у не справившегося и безответственного хозяина, Арктику надо отобрать и передать под международную юрисдикцию подобно Антарктиде». По следам этого выступления один из депутатов потребовал уволить «профессора антирусских наук», однако он по-прежнему в ВШЭ. С тех пор не уменьшилось и давление Запада. На недавнем международном форуме «Арктика – территория диалога» в Архангельске Владимиру Путину пришлось отвечать на каверзные вопросы от «партнёров». Так всё-таки, зачем нужна России Арктика? И почему российское присутствие в этом регионе так беспокоит наших геополитических конкурентов?

Предвидение Ломоносова

Знаменитая фраза Ломоносова о «прирастании могущества России Сибирью» по-своему загадочна. Чем именно планировал прирастать Михаил Васильевич? До открытия сибирского нефтегаза – 200 лет. «Каменное масло» (едва известная тогда нефть) может стать товаром? Алюминий?! Не транспортабелен тогда был и лес…

В действительности фраза учёного – финальное предложение в его объёмной Записке («аналитической», сказали бы ныне) наследнику престола великому князю Павлу Петровичу, и… ни на одной из её 42 страниц нет ни слова о каких-то месторождениях. Это развёрнутый план обустройства, закрепления России на маршруте знаменитого Северо-Восточного прохода (ныне Севморпуть).

Задачи, сформулированные Ломоносовым, по-прежнему актуальны. Прикинем. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Севморпути 14 000 км, а через Суэцкий канал – 23 000 км. Климатическая ситуация также меняется в связи с потеплением. В советские времена по ледовой трассе шли суда в порты Арктики и сибирских рек: объём перево­зок составлял 8 млн. тонн в год. После 1991-го снизился в шесть раз. Сейчас Севморпуть открыт для международного судоходства. Но в 2009 году им воспользовались два коммерческих судна, в 2011-м – 34. Через Суэц за год проходит 18 000 судов!

Очевидно, что для решения арктических задач важен качественный рост: нужны суда для ледовых широт, новый парк ледоколов, необходимо улучшение работы портов.

Для понимания ситуации с положением Арктики надо иметь в виду, что в годы СССР вопрос территориальных разграничений не был предметом острых международных споров. В памяти поныне сохраняется очерченный на картах особым пунктиром от Мурманска до Северного полюса и далее до Чукотки величественный купол «Граница полярных владений СССР». Ныне Арктика, оттаивая, словно бы размораживает и территориальные споры. Прежний секторальный подход, по которому сопредельные государства (Канада, США, Дания, Норвегия) чертили свои «купола», оспаривается.

К конвенции ООН по морскому праву (1982) РФ присоединилась в 1997-м, а она гласит: территориальная юрисдикция государств распространяется лишь на шельф, внешельфовая зона – международная.

Словом, спорных вопросов немало, но надо находить общий язык. За комментарием я обратился к президенту Академии геополитических проблем, генерал-полковнику Леониду Ивашову.

– Леонид Григорьевич, каковы перспективы сотрудничества и соперничества в Арктике?

– Сотрудничество в этом регионе военных ведомств США и Канады привело к формированию единой американо-канадской военной политики. Что касается России, то, с одной стороны, в американских стратегических документах подчёркивается необходимость сотрудничества с нами для обеспечения, понятно, национальных интересов США. Но многие американские политики считают Россию главным соперником США в Арктике. Они полагают, что главное даже не уничтожение инфраструктур противника, а завладение его ресурсами.

Заметно вырос интерес США к Арктике, особенно после российской научной арктической экспедиции 2007 года, доказавшей, что подводные хребты Менделеева и Ломоносова – это продолжение Сибирской континентальной платформы.

В ноябре 2009 года обнародована «Арктическая дорожная карта»: стратегическое руководство по деятельности ВМС США в Арктике. Определены наиболее эффективные виды вооружений.

– А есть ли «новые игроки»?

– К Арктике проявляет растущее внимание КНР. Российский Севморпуть, если им воспользоваться, может сократить расстояние от Китая до Западной Европы вдвое. Кроме того, Арктика – регион, где формируется погода Северного полушария, что влияет на климат Китая.

Значительный интерес у Индии. Её приоритеты: объявление Арктики регионом, свободным от ядерного оружия. Повышение уровня океана из-за таяния ледников угрожает жизнедеятельности более 100 миллионов жителей Индии. Вызывает у неё опасения и активизация в Арктике Китая.

– Каково геополитическое значение Арктики?

– Для нас прежде всего значимо формирование таких Вооружённых сил, которые бы соответствовали важнейшей роли России в построении на Евразийском континенте нового политико-экономического образования. И Арктика может стать тут одним из главных составляющих мощи не только России, но и всего Евразийского союза.

Свои заменят «Бомбардье»

Новая арктическая стратегия России учитывает последние мировые военные тенденции – как глобальные, так и «полярные». Отказ от развёртывания крупных соединений, упор на дислокацию высокомобильных отрядов и спецподразделений…

С 2008 года под эгидой Русского географического общества проходят экстремальные экспедиции «Северный десант», исследующие Арктику. В первую экспедицию на Крайний Север отправился он в 2008 году, через год «Северный десант» посвятили 100-летию со дня рождения легендарного командующего ВДВ Василия Маргелова. За передвижениями путешественников, тестируя систему ГЛОНАСС, следили несколько служб под патронатом бывшего тогда заместителем председателя правительства С. Иванова.

Как и во времена Беринга, исследовательская, этнографическая и военная цели «Северного десанта» гармонично связаны. Например, по согласованию с командованием ВДВ России участники экспедиции испытывают образцы военного снаряжения и питания. Рекогносцировочная группа командования ВДВ во взаимодействии с Экспедиционным центром Русского географического общества проверяет состояние дрейфующих льдин в Арктическом регионе, чтобы определить районы возможного десантирования тяжёлых грузов. «Северный десант» также мониторит информацию о районах загрязнения арктического побережья, которые требуют очистки от металлолома и бытового мусора.

В апреле 2015 года наши военные массово десантировались на дрейфующую льдину в Арктике. Подобная операция прошла впервые. Помимо решения тренировочных задач, десантники провели учения в формате поисково-спасательной экспедиции.

Главком ВДВ В.А. Шаманов так отозвался о материалах «Северного десанта»: «Прекрасное пособие по выживанию в арктических условиях, замечательный пример взаимоподдержки, дружбы, сплочённости и командного духа».

У знаменитого концерна «Калашников» свои «виды» на Арктику. Он уже давно производит не только легендарные автоматы. Руководитель специальных проектов концерна Михаил Ярин говорит:

– У нас производятся беспилотные аппараты, лодки, роботы. Кроме того, экипировка, снаряжение для военных и гражданских целей. Минобороны рекомендовало нам обратить внимание на «Северный десант», их опыт арктических экспедиций. Сейчас Минобороны разворачивает полярную группировку, возрождаются полярные станции. Одежда, обувь, снаряжение, всё, вплоть до оружейной смазки, должно соответствовать северным широтам. «Северный десант» – это 7 лет экспедиций по 5000 км переходов каждый раз. Их опыт и пожелания мы стремимся учесть.

Недавно Минобороны приняло на снабжение новые армейские снегоходы и мотовездеходы. А пока «Северный десант» в своих походах использовал канадские снегоходы «Бомбардье». Сказывается до сих пор заблуждение 90-х годов: «У России нет противников». И вот, увы, новая арктическая стратегия, прежде чем вый­ти на опережение, должна ещё многое наверстать.

Тёплая Арктика?

В буквальном смысле. Из рассказов членов команды «Северного десанта» можно понять, что одно из наиболее ярких впечатлений – изменение климата. Инициатор и руководитель проекта, член наблюдательного совета «Союза десантников России», член Русского географического общества Александр Петерман говорит:

– Идём по побережью и видим, что многие избушки, другие строения, которые были когда-то построены на безопасном расстоянии от воды, смыты или подмыты. Вода поднимается, и это ощутимо даже в сравнении с 2008-м.

И ещё:

– Часто думаем: каково было тем, кто шёл по этим льдам и торосам сто лет назад, когда и надёжных карт не было… Во времена Петра I люди по десять лет шли из Архангельска, неимоверным трудом пробивали дорогу на Дальний Восток. Честь быть в таком ряду.

Источник

Источник