Арктические земли и воды притягивают своими потенциальными запасами сырья глобальные нефтяные компании. Несмотря на противодействие со стороны экологов и запрет президента Обамы на бурение в федеральных водах Арктики в 2016 году, разведка на Аляске выявила новые массивные запасы нефти.
Это происходит в период низких цен на нефть, из-за которого, по мнению многих экспертов, Арктика останется недоступной. Однако Аляска доказала обратное. Несмотря на то, что за пределами отрасли она остается практически незаметной, иностранные компании сотрудничают с американскими для реализации новых возможностей в этом регионе. Ожидается, что новая волна освоения Арктики поможет увеличить добычу нефти в США, и повлияет на мировые нефтяные рынки как минимум в следующие несколько десятилетий.
Этот глобальный процесс вызван продолжающимся ростом мирового спроса на нефть, особенно в Азии, а также динамичным развитием нефтяной промышленности. В результате США стали новым крупным экспортером нефти, что было невозможно ещё несколько лет назад. Эти реалии подразумевают, что решения, принятые в Вашингтоне – далеко не единственный фактор, формирующий политику США в области энергетики и изменения климата.
Сланцевые технологии дошли до Аляски
В течение прошлого года нефтяные компании обнаружили запасы на Северном склоне Аляски, которые составили целых пять миллиардов баррелей (или даже больше) извлекаемой нефти. Это на 14% больше последних оценок доказанных запасов США.
Одно только открытие месторождения «Horseshoe», сделанное в этом году испанской компанией Repsol в партнерстве с Armstrong Oil and Gas, основанной в Денвере, является самым крупным из разведанных в США за последние 30 лет. Оно оценивается в 1,2 млрд барр. и обнаружено сразу после открытия ConocoPhillips в январе месторождения «Willow», оцениваемого в 300 млн барр.
Но их обоих затмевает «Tulimaniq» — впечатляющее месторождение, пробуренное компанией Caelus Energy на мелководье Смит-Бей, примерно в 120 милях к северо-западу от залива Прудо (Аляска), в октябре 2016 года. Caelus подтвердил общий объём запасов в целых 10 млрд барр., из которых 3-4 млрд можно извлечь уже при ценах на нефть в $50 за барр.
Эти новые находки могут быть только началом. Tulimaniq будет разрабатываться из водоемов того же возраста, что и Horseshoe и Willow, в 75 милях к юго-востоку, что является весомым основанием для дальнейшего исследования новых участков Северного склона, главным образом на федеральной земле и в водах штатов (в пределах трех миль от берега). Компаниями Burgundy Xploration из Хьюстона и Australia-based 88 Engery также была запущена еще одна новая программа бурения для проверки сланцевых интервалов. Эти компании добывали часть нефти в заливе Prudhoe Bay, сверхгигантского месторождения, давшего на сегодняшний день около 13 млрд барр.
Некоторые из этих скважин будут сланцевыми, и это станет первым применением данной технологии в Арктике. Одна или несколько нефтеносных горных пород на участках, исследованных на Северном склоне, имеет низкую проницаемость, т.е. нефть не может течь внутри них или делает это недостаточно активно. Инженеры компании рассчитывают, что гидроразрыв пласта (ГРП) сможет освободить такую нефть, чтобы её можно было добывать. Такой результат был получен для других сланцевых и низкопроницаемых бассейнов в таких местах, как Северная Дакота и Техас.
Логистика данного процесса, заключающаяся в поиске больших количеств воды и песка, необходимых для ГРП в Арктике, будет сложной и, вероятно, более дорогостоящей, чем аналогичные операции в 48 штатах. Остается неизвестным, будут ли операторы очищать воду для её повторного использования, относясь к ней бережней, чем обычно.
Зеленый свет от администрации Трампа
Другое значительное месторождение нефти, разрабатываемое итальянской компанией Eni E, находится в водах штата, и на это не влияет запрет на бурение Обамы. Но залежи нефти простираются в федеральные воды моря Бофорта. Называется месторождение Nikaitchuq, оно находится к западу от залива Прудо и даёт около 25 тыс. баррелей в сутки.
Eni E разработала эту область в период с 2005 по 2015 год, используя искусственный остров для бурения горизонтальных скважин в разных направлениях с одного участка. Компания прекратила свою деятельность в 2015 году, когда цены на нефть рухнули, но в этом году намерена пробурить до шести скважин. Её арендные договоры, которые распространяются на север в федеральные воды, не были автоматически отменены федеральным запретом, но Eni нуждается в федеральном разрешении на бурение и подала заявление в Департамент внутренних дел. Компания планирует запустить длинную горизонтальную скважину для доступа к дополнительным залежам, что позволит избежать необходимости в буровой установке в федеральных водах.
Департамент внутренних дел сейчас пересматривает заявление Eni, которое, скорей всего, одобрит. Геологические исследования показывают, что залежи нефти простираются через границу штатов или федеральную границу, и предложение Eni использовать горизонтальное боковое бурение от существующей площадки, похоже, нацелено на минимизацию воздействия на окружающую среду.
Кроме того, администрация Трампа обязалась содействовать развитию добычи нефти. Министр внутренних дел Райан Зинке — бывший конгрессмен из Монтаны, где добывается нефть, газ и уголь, а сенаторы из Аляски Лиза Мурковски и Дэн Салливан являются активными сторонниками развития добычи нефти и газа.
Новая динамика нефтяной отрасли
Почему всё это новое арктическое бурение происходит в период относительно низких цен на нефть, в то время, как издержки такого способа добычи и без того высокие? Ведь обвал цен на нефть, который произошёл с середины 2014 года, является самым глубоким спадом с 1986 года.
Нефтяные компании имеют возможности быть гибкими в тяжелые рыночные периоды, используя такие способы, как продажа активов, корректировка объёмов производства и корпоративные слияния. Сейчас стремительные инновации в бурении, сейсмическая визуализация и обработка данных позволяют компаниям сократить издержки во многих областях. Некоторые из них могут оставаться прибыльными при ценах на нефть $35-$40 за баррель или даже ниже, что включает в себя бурение на шельфе и расконсервацию на суше.
Инновации и сокращение издержек привели к тому, что американские нефтедобывающие компании стали мощной глобальной силой, которая подорвала доминирование ОПЕК, сохраняя высокие запасы нефти, несмотря на значительное сокращение производства картелем и многими странами, не входящими в ОПЕК, включая Россию.
В эту новую эру небольшие компании делают успехи в областях, ещё недавно занятых исключительно такими гигантами, как BP и Exxon Mobil. Этот сдвиг имеет большое значение, поскольку более мелкие независимые компании, для которых открытие новых месторождений особенно важно, как правило, являются агрессивными исследователями.
Нефть остается нашим единственным незаменимым источником энергии. Глобальная мобильность и современные вооруженные силы пока немыслимы без неё. Рост мирового спроса, который будет сосредоточен в развивающихся странах Азии, продолжится ещё в течение некоторого периода, как это было с 2010 по 2014 год, когда нефть была выше $90.
Сейчас Соединенные Штаты экспортируют около 5,7 млн. барр сырой нефти и нефтепродуктов, что в два раза превышает уровень пятилетней давности и на сегодняшний день является крупнейшим в истории США, благодаря значительному увеличению продаж в Японии, Южной Корее, Индии, Тайване, Сингапуре и Китае. Скорей всего, добыча нефти будет расти даже без помощи администрации Трампа.
Если эти новые открытия станут промысловыми, Аляска впишет новую главу в драматическом восхождении нефтяной промышленности США. Это усилит рычаги воздействия и геополитического влияния на Россию. Другой вопрос: как США будут использовать своё влияние в качестве одного из сильнейших нефтяных игроков на мировой арене?