Возможно, для тех, кто живет за пределами Арктики, это не столь очевидно, но этот северный регион по-настоящему процветает. Экономический рост, обусловленный развитием новых технологий и вложениями в инфраструктуру, показывает положительную динамику.
Именно инфраструктура является основой для развития экономики. Арктика невероятно богата природными ресурсами, располагая почти 20 процентами природных запасов планеты, в то время как сам регион едва заселен — сейчас там проживает всего 4 миллиона человек в условиях слаборазвитой инфраструктуры.
Северный Ледовитый океан, наименьший среди мировых океанов по размерам и глубине, расположен между Азией, Европой и Северной Америкой. Около 90 процентов международной торговли осуществляется в северном полушарии именно между тремя этими континентами. Наладив транспортное сообщение через Арктику, мир получит более эффективную транспортную систему, а местные жители смогут извлечь пользу из значительного увеличения экономических возможностей. Взаимные выгоды огромны.
Образцом подобного развития является Исландия. Экономика этого небольшого атлантико-арктического острова процветает. Рост ВВП Исландии в 2016 году, обусловленный в основном притоком туристов, составил 7,2 %. И все же для дальнейшего развития инфраструктуры Исландии в течение следующих 10 лет необходимо более 5 млрд $. Для Арктики в целом эта сумма оценивается значительно выше. Инвестиционная компания Guggenheim Partners оценила объем необходимых вложений в инфраструктуру Арктики на следующие 15 лет в 1 трлн $. Для широкого круга заинтересованных лиц были составлены принципы ответственного развития области, нашедшие воплощение в виде Арктического инвестиционного протокола.
В североамериканской части Арктики развитие инфраструктуры, вероятнее всего, будет отставать в связи с мораторием, наложенным США и Канадой на морские разработки в этом регионе. В тоже время экономика относящейся к странам Северной Европы и России европейской части Арктики, в которой проживает 80 процентов жителей региона, растет устойчивыми, а временами даже ускоренными темпами.
Инициатива «Один пояс — один путь» открывает Арктику
На Россию приходится самый крупный рост в инвестициях в инфраструктуру Арктического региона, отчасти благодаря проводимой Китаем инициативе «Один пояс — один путь». Инициатива «Один пояс — один путь» представляет собой план инвестиций в размере 5 трлн $, направленных на совершенствование инфраструктуры между Азией и Европой, который оставляет далеко позади План Маршалла, в рамках которого на восстановление европейской инфраструктуры после Второй мировой войны было потрачено около 120 млрд $.
Председатель Китая Си Цзиньпин впервые представил этот план в сентябре 2013 года во время визита в Казахстан. Четыре года спустя в осуществлении плана участвуют уже 65 стран-партнеров, чей суммарный ВВП составляет около 29 % от мирового, а общее население насчитывает 4,4 млрд человек. Международная консалтинговая фирма PWC оценивает стоимость инвестиционных проектов и сделок по слиянию и поглощению в семи основных секторах инфраструктуры в 2016 году в сумму, лишь немногим меньше 500 млрд $.
Первым арктическим проектом в рамках инициативы «Один пояс — один путь» стала покупка Фондом Шелкового пути (с капиталом 40 млрд $) 9,9 % акций проекта «Ямал-СПГ» за 27 млрд $. Этот проект является знаковым с точки зрения транспортировки, инфраструктуры и добычи ресурсов в европейской части Арктики. Всего в собственности китайских компаний находятся 29,9 % акций проекта «Ямал-СПГ», при этом 20 % принадлежат Китайской национальной нефтегазовой корпорации, находящейся в собственности государства. Оставшаяся доля активов «Ямал-СПГ» принадлежит российской компании «Новатэк» (50,1 %) и французской компании Total (20 %), в то время как финансирование проекта будет частично осуществлено за счет кредитных соглашений на сумму более 12 млрд $ с Экспортно-импортным банком Китая и Китайским банком развития.
Проект «Ямал-СПГ» представляет собой крупнейшую на данный момент коммерческую инвестицию в Арктику и является одной из основных причин, по которым в 2016 году на Северном морском пути была зарегистрирована рекордная активность транспортировки грузов. Также это стало причиной инвестиций в местную инфраструктуру. Предложенная железная дорога стоимостью 3,22 млрд $, которая должна соединить порт Сабетта с евразийской сетью железных дорог, недавно была признана российским инфраструктурным проектом года.
Инициатива «Один пояс — один путь» в Северной Арктике
В настоящий момент единственным партнером инициативы «Один пояс — один путь» из числа восьми арктических держав является Россия, которая в прошлом году был признана крупнейшим компаньоном Китая в рамках данной инициативы. Китай и Россия серьезно относятся к дальнейшему сотрудничеству по арктическим проектам инициативы «Один пояс — один путь». В своей речи на Всемирном экономическом форуме в Давосе Си Цзиньпин объявил, что в мае в Пекине пройдет форум инициативы «Один пояс — один путь», направленный на международное сотрудничество, что создаст возможность для участия в инициативе заинтересованных партнеров из стран Северной Европы.
Инициатива «Один пояс — один путь» все больше продвигается в Европу в связи с сотрудничеством Китая со странами Центральной и Восточной Европы, особенно по вопросам железнодорожного транспорта. Для финансирования данной области Промышленным и коммерческим банком Китая в прошлом ноябре был учрежден инвестиционный фонд размером 11,15 млрд $ (с планом дальнейшего расширения до 55,75 млрд $), направленный на такие секторы экономики шестнадцати стран ЦВЕ, как инфраструктура, высокотехнологичное производство и потребительские товары. Председателем фонда инвестиционного сотрудничества Китая и Центральной и Восточной Европы является Цзян Цзяньцин, недавно ушедший с поста президента Промышленного и коммерческого банка Китая, самого крупного в мире банка как по размеру активов, так и по капиталу бренда. Его назначение после 16 лет выдающейся карьеры в качестве главы Промышленного и коммерческого банка Китая свидетельствует о большом значении, придаваемом Китаем развитию инициативы «Один пояс — один путь» в Европе.
Это вызывает вопрос, может ли Китай со своей инициативой «Один пояс — один путь» стать идеальным партнером для Северной Арктики.
На данный момент страны Северной Европы (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция) не участвуют в инициативе «Один пояс — один путь», хотя все пять стран и входят в число учредителей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, имеющего непосредственное отношение к инициативе. Исландия оказалась на переднем крае сотрудничества с Китаем по вопросам Арктики, проведя двусторонние переговоры о Рамочном соглашении по сотрудничеству в Арктике в апреле 2012 года, направленном в первую очередь на научное и деловое сотрудничество в вопросах энергообеспечения и логистики.
Инициатива «Один пояс — один путь» была включена в повестку дня во время визита министра иностранных дел Финляндии в Китай в феврале прошлого года. У Финляндии, которая будет председателем Арктического совета в 2019–2021 годах, есть амбициозные планы по соединению Северной Арктики с материковой Европой с помощью железнодорожного проекта под названием «Арктический коридор». Знаменательными являются и заявленные инвестиции китайской компании Kaidi в биодизельный завод в Кеми, Финляндия, в размере 1,1 млрд $. Еще больше соглашений может появиться на горизонте после запланированного на следующую неделю визита Си Цзиньпина в Финляндию.
В декабре прошлого года, после шести лет заморозки нормализовались двусторонние отношения между Китаем и Норвегией. Новые капиталоемкие морские исследования в Баренцевом море и большие возможности сотрудничества в таких отраслях промышленности, как добыча морепродуктов и туризм, означают возвращение сильных экономических связей с Китаем. Гренландия также активно ищет инвестиции для развития своей инфраструктуры.
Северная Арктика имеет колоссальные возможности для роста. Ее положение между крупнейшими мировыми экономиками означает, что она может искать партнеров для строительства своей инфраструктуры как на юге в Европе, так и на западе в Северной Америке и на востоке в Азии. Логично предположить, что инициатива «Один пояс — один путь» станет частью этого расширения.