Рыбаки Мурманской области предлагают внести в федеральный закон "О любительском рыболовстве" поправки, дающие жителям небольших прибрежных поселков возможность ловить рыбу на продажу. По мнению региональных законотворцев и представителей муниципалитетов, это позволит возродить экономику поморских сел, увеличить поставки свежей рыбы на внутренний рынок и снизить цену на этот продукт. Проект направлен в Мурманскую областную думу, где его предполагается доработать, а затем представить главе минсельхоза РФ Александру Ткачеву.
Подсказка с Сахалина
Парламентарии Заполярья предлагают при доработке закона "О любительском рыболовстве" учесть специфику Баренцева и Белого морей.
По их мнению, понятие "любительское рыболовство" должно предполагать право граждан на обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку пойманной рыбы.
Кроме того, статью 7 этого закона предлагается дополнить нормой, дающей рыбакам-любителям право продавать добытую рыбу.
Источником этой идеи послужил успешный опыт рыбаков Дальнего Востока. Летом 2016 года в правила рыболовства Дальневосточного бассейна были внесены поправки, которыми установлены особые условия добычи водных биоресурсов в шестимильной прибрежной зоне Сахалина и Курил — как для промышленного, так и спортивно-любительского лова.
Принятые поправки позволяют судам длиной до 24 метров вести учет добытых уловов водных биоресурсов в промысловом журнале в местах доставки.
Продолжением этой инициативы стала программа "Доступная рыба", в рамках которой по-явились мобильные торговые точки, где рыбопродукция продается в розницу, минуя посредников, по самым доступным ценам — от набора для ухи из голов горбуши по 29-35 рублей до свежей наваги по 70-85 рублей за килограмм.
Федеральные власти оценили инициативу дальневосточников. Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил минсельхозу и ФСБ изучить возможность распространения опыта Сахалинской области в организации рыболовства в шестимильной зоне и упрощения учета уловов прибрежного промысла.
Поморы без рыбы
Рыбаки Мурманской области убеждены, что опыт Сахалина можно и нужно использовать в Белом и Баренцевом морях. Жители побережья этих морей вели подобный промысел в течение многих веков.
Развивать прибрежные арктические территории, особенно небольшие поселки, где нет крупных предприятий, можно только при одном условии: местные жители должны иметь право свободно ловить и перерабатывать водные биоресурсы не только для себя, но и на продажу.
— Житель прибрежного села Териберка, известного всем по съемкам фильма "Левиафан", сегодня кормить семью историческим промыслом не может, — отметил предприниматель Юрий Тимохин. — Здесь есть рыбоперерабатывающая фабрика, но сырье для нее приходится возить по автодороге из Мурманска.
А ведь этой весной дорога на Териберку была закрыта из-за снежных заносов в течение месяца. Местный житель, житель Мурманской области должен иметь право в счет национального общедопустимого улова без квоты добывать рыбу в прибрежной зоне и поставлять улов на фабрику.
Для этого он должен использовать маломерное судно, оснащенное техническими средствами контроля (ТСК) и пассивными орудиями лова в прибрежной зоне.
На фабрике вполне можно наладить ветеринарный контроль и отчетность. Объем поставляемой рыбы можно определять ежегодно и в течение года регулировать.
Эксперт подчеркнул, что квоты на треску и пикшу рыбаками Заполярья недоосваиваются из года в год, и объем этого недолова более чем достаточен для возрождения мелкого прибрежного промысла в шестимильной зоне. По его словам, это еще один внутренний источник экономического роста Мурманской области.
— Здесь есть две проблемы, — считает Максим Белов, председатель комитета областной Думы по экономической политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству. — Первая — распределение квот и работа береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Вторая касается прибрежных поселков. Там с 2012 года были созданы условия, при которых местные жители фактически не могут заниматься коммерческим ловом.
Сегодня коммерческое рыболовство определяется россий-ским законодательством как промышленный лов, разновидно-стью которого считается прибрежный промысел. Ими могут заниматься частные предприниматели и юридические лица. Но главный ресурс Баренцева моря — треска и пикша. Ловить эту рыбу для продажи можно только по квотам, которые среди жителей поморских сел не распределяются — несмотря на то, что испокон веков рыболовство было для них основой жизни. Тем не менее, по планам Росрыболов-ства, распределять среди них квоты не предполагается.
Регионы ждут полномочий
Представители администрации Мурманской области отмечают, что эта проблема не нова, но решить ее можно лишь на федеральном уровне. Кроме того, следует уточнить термины. В частности, любительский лов предполагает добычу рыбы не на продажу, а исключительно для собственного пользования.
— Мы, в частности, говорим об индивидуальном промысле наших жителей и возможности реализации рыбы, — считает министр рыбного и сельского хозяйства Андрей Иванов. — Инициатива организации индивидуального промысла приветствуется, но при вылове биоресурсов нельзя забывать о налогах.
Одним из вариантов решения этого вопроса может быть перераспределение полномочий по регулированию спортивного и любительского рыболовства между регионом и федеральным центром, считают депутаты Мурманской областной думы. По их мнению, региону следует дать возможность самостоятельно определять, какую рыбу и в каком количестве могут ловить рыбаки-любители, и каким образом их улов может быть использован после доставки на берег.
Кстати, немалым подспорьем для жителей прибрежных поселков может стать индивидуальный промысел камчатского краба. Это весьма дорогой деликатес — например, варено-замороженные крабовые конечности россыпью стоят от 1700 рублей за килограмм. Но любительский лов камчатского краба сегодня запрещен.