Софья СОРОКИНА — доцент Института народов Севера (входит в РГПУ имени А. И. Герцена) и руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
— Получив образование в северной столице, молодые селькупы, ханты, долганы, коряки, вепсы, эскимосы, ненцы возвращаются в родные края и работают в школах, музеях, культурных центрах, некоторые же создают семьи и остаются здесь, — рассказывает Софья.
Несмотря на то что образ жизни у малых народов очень изменился, интерес к родному языку и традициям у северян растет. Владеть родным наречием для них — вопрос престижа, способ завоевать уважительное к себе отношение.
Бабушка Софьи Сорокиной по линии матери была эвенкийской княжной. Она жила среди оленеводов и охотников, веками кочевавших по территории Амурского региона. Эти земли сегодня неузнаваемо изменились: оленей почти не осталось, леса вырубают, промышленность напирает со всех сторон.
— Разрыв поколений с точки зрения образа жизни — колоссальный, но принадлежность к своей этнической среде все чувствуют, мне кажется, на генетическом уровне, — говорит петербурженка-эвенкийка. — Это голос крови. Когда моя мать приезжает ко мне понянчиться с внучкой, я прошу ее дать уроки эвенкийского языка. Она научила меня вышивать бисером, и я полюбила это традиционное женское рукоделие, которому не одна сотня лет.
Софья признается, что жить в Петербурге — толерантном городе, перекрестке культур и религий — ей очень уютно. Но она видит и определенный риск для молодых северян — «растворения» в его среде, потери национальной идентичности (да и не только для тех, кто живет в Петербурге):
— Во время одной из экспедиций я побывала в Тикси, где в школе учатся дети коренных северных народов. После того как их свозили к оленеводам и в рыболовецкую бригаду, они сказали: сегодня мы впервые почувствовали свои национальные корни. А жить без корней, согласитесь, трудно…