В настоящее время происходит формирование глобальной воспроизводственной системы шестого технологического уклада. Это обстоятельство требует пересмотра традиционных подходов к освоению Арктики. Кроме широкомасштабной добычи ресурсов и трансарктического судоходства в регионе появляется возможность развивать инновационные направления цифровой экономики, обладающие большей экологической и социальной устойчивостью.
Значительный опыт во внедрении инструментов ведения хозяйственной деятельности, основанных на цифровой экономике (электронная коммерция, облачные вычисления, электронное правительство) накоплен в странах Северной Европы. Так, в 2014 году доля информационных продуктов и услуг в ВВП Швеции и Финляндии составляла около 8%, Норвегии – порядка 5%, также отмечается тенденция роста этих показателей.
Географическое расположение, холодный климат и большая пространственная протяженность используются этими странами как важный элемент их конкурентного преимущества с точки зрения внедрения инновационных технологий. Так например, низкие температуры позволяют снижать затраты на охлаждение вычислительных мощностей, а Северный Ледовитый океан представляет собой кратчайшее расстояние между Северной Америкой, Европой и Азией для прокладки подводных кабелей. Кроме того, арктические регионы отличаются дешевизной земельных ресурсов и значительным потенциалом для развития альтернативной энергетики. В обновленных стратегических документах арктических государств как на национальном, так и региональном уровнях уже разрабатываются «дорожные карты» по цифровизации экономики (Арктическая стратегия Финляндии, Стратегия Лапландии для умной специализации, и др.).
Среди наиболее ярких результатов по цифровизации экономики можно отметить опыт Швеции по созданию центров обработки данных на своей территории. Так, в городах Лулео и Бодене находятся дата-центры таких компаний как Facebook и GoGreenLight. В 2015 году почти 7000 прямых и вторичных рабочих мест были связаны со всеми шведскими центрами обработки данных, экономический эффект которых суммарно оценивается в 1,35 млрд. евро.
Высокотехнологичными компаниями Арктика используется также и для тестирования различных технологий в условиях холодного климата, что дает возможность создавать более надежные и долговечные продукты. Подобного рода инвестиции уже были осуществлены в Гренландии компанией Фольксваген групп. Испытательная деятельность распространилась в Северной Швеции и в финской Лапландии, где тестирование автомобилей и шин повысило занятость и создало дополнительные вложения в местную экономику.
Несмотря на отставание России во внедрении цифровых технологий, в Арктическом регионе имеется значительный потенциал для их развития. В настоящее время он преимущественно сосредоточен в оборонной сфере, хотя создаваемые технологии могут быть использованы и в отраслях общехозяйственного характера. Так, наработки проектно-конструкторских бюро Объединенной судостроительной корпорации по созданию инновационных типов морской военной техники, отдельных частей и комплектующих, в том числе предназначенных для Арктики, адаптированные для гражданского судостроения, способны не только заместить импорт, но и увеличить доходы от экспорта высокотехнологичных товаров. Предприятия холдинга «Вертолеты России» также способны создать уникальные технологии для холодного климата. Тестирование разработанных технологий возможно на специальном климатическом испытательном полигоне, для которого вполне подойдут климатические и географические условия архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Тем более, что на них имеется разветвленная инфраструктура для решения основных задач Объединённого стратегического командования «Север» Министерства обороны. Неплохие условия, в арктической части России существуют и для размещения дата-центров, например, в Архангельске, который отличается доступностью земельных ресурсов, стабильной политической ситуацией, развитой инженерной инфраструктурой и среднегодовой температурой +1,3°C.
Использование «арктических» преимуществ для внедрения цифровых технологий может стать фактором закрепления населения на северных территориях России, роста деловой активности и устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны.