03.10.2017

Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17?

В последних числах сентября Министерство природных ресурсов опубликовало свой прогноз объемов транспортировки добываемого минерального сырья по Северному морскому пути на период до 2030 года. Учитывая, что Арктика объявлена стратегическим регионом, а Севморпуть планируется превращать в оживленную судоходную магистраль, интересно познакомиться с тем, какие оценки загруженности трафика дает Минприроды. Тем более, что для понимания потребности в строительстве нового флота, в том числе ледокольного, полезно представлять, что и в каких количествах придется возить в ближайшие десятилетия.

Что возим сегодня?

Прогноз основан на данных, предоставленных внутренним подразделением самого Министерства — Центральной Комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений Федерального агентства по недропользованию (ЦКР Роснедра).

Из доклада, представленного на официальном сайте Минприроды, понятно, что возить, в основном, будут энергоресурсы — нефть, уголь, СПГ. Районы вывоза сейчас делятся на две неравные группы.

Во-первых, это объекты, расположенные в Обской губе: Новопортовское месторождение, откуда уже сейчас идет активный трафик углеводородов; давно ожидаемый проект "Ямал СПГ"; а также его продолжение "Арктик-СПГ-2" (базой которого станет Салмановское нефтегазоконденсатное месторождение).

Во-вторых, это пункты в акватории Енисейского залива: Норильск, откуда вывозятся цветные металлы (это не только никель, но и, например, медь); Диксон, где строится новейший угольный порт Чайка; Пеляткинское месторождение, на котором добывают газовый конденсат.

В перспективе, правда, отдаленной, сюда добавится третий район — Восточно-Сибирское море. Через него по Севморпути начнут отправлять золото и цветные металлы из Певека.

По итогам 2016 года общий объем транспортируемого морским путем груза из перечисленных точек составляет всего 4,14 млн тонн в год. Причем 3 млн из них обеспечивает Новопортовское месторождение, еще миллион на счету Норильска. Остальные 140 тысяч приходятся на долю Пеляткинского конденсата и угля из порта "Чайки".

К 2030 году, по данным Минприроды, ситуация изменится следующим образом.

Два сценария — хороший и еще лучше

Новопортовское месторождение выйдет на отметку в 5 млн тонн ежегодно. Оба СПГ-проекта начнут приносить по 17 млн тонн сжиженного природного газа. Плюс к этому "Арктик-СПГ-2" добавит еще миллион тонн конденсата. В общей сложности через Обскую губу будет вывозиться 41 млн тонн в год. Это вместо 3 млн по итогам 2016-го.

В Енисейском заливе ожидается удвоение объема вывоза с Пеляткинского месторождения — вместо 100 тыс. тонн оно будет приносить по 200 тысяч. Хотя, конечно, в общих масштабах прирост этот ощущаться практически не будет. Рудный трафик из Норильска останется на прежнем уровне в миллион тонн.

Отгрузка угля тоже подрастет, но вот насколько — здесь в сценарии есть расхождения. В базовом варианте точный показатель не указан, обозначена только общая оценка грузопотока через Енисейский залив на 2030 год — 1,5 млн тонн. Очевидно, что на долю угля остается не более 300 тыс. тонн в год.

Но есть и альтернативный сценарий, который учитывает планы самой добывающей компании "ВостокУголь". В этом сценарии предсказан взрывной рост — почти до 30 млн тонн в год. Причем выход на эту планку ожидается даже не в 2030 году, а уже в 2023-м.

"При достижении заявленных "ВостокУглем" объемов отгрузки угля (что потребует строительства нового флота крупнотоннажных судов высоких ледовых классов), грузопоток из Енисейского залива может выйти в 2023 году на уровень 31 млн т", — пишут в своем прогнозе чиновники Минприроды. Разница в 29,5 млн тонн с базовым сценарием — это и есть баснословный прирост угольного трафика.

Инфраструктурой для обеспечения таких объемов угля должны стать сразу два угольных порта — "Чайка" и "Север". Терминал "Чайка" на первом этапе сможет обработать всего 5 млн тонн. Но после завершения последнего этапа строительства два его причала совместно смогут отгрузить 15 млн тонн. Рассчитаны они будут на прием судов ледового класса (Arc4) дедвейтом до 76 тыс. тонн.

К этим 15 млн тонн прибавятся еще столько же, за счет аналогичного порта в бухте Север в 20 километрах от "Чайки". Начало строительства этого порта "ВостокУголь" наметил на 2019 год.

Для полноты картины остается добавить, что к 2030 году в прогнозе зафиксировано 780 тыс. тонн грузов, которые будут возить через Арктику с Певека. Сюда входит около 100 тысяч тонн золотоносного концентрата с месторождения Майское. Плюс еще ориентировочно 680 тыс. тонн медного и молибденового концентрата с месторождения Песчанка (Баимская площадь), начало разработки которого планируется на 2026 год.

Восемь атомоходов, включая "Лидер"

Если сложить все цифры, то получится, что общий объем транспортировки природных ресурсов по Севморпути уже через 13 лет достигнет с округлениями 42 млн тонн в год в самом скромном варианте. Или 72 млн тонн — если "ВостокУголь" действительно обеспечит те самые 30 млн тонн угля в год.

Упрощая все прочие выкладки до предела, приходим к выводу, что объем грузоперевозок минерального сырья возрастет в 10 раз. Или, если "сойдутся звезды", то в 17,5 раз. Вопрос о том, какой коммерческий флот должен обеспечивать транспортировку таких объемов, пока остается открытым.

"Если транспортные суда низкого ледового класса (Arc4), требующие ледокольной проводки, для "ВостокУгля" будут совершать до 280 рейсов в год, обеспечивая вывоз 10 млн тонн, то это приведет к коллапсу транспортной системы в Арктике в зимне-весеннюю навигацию, – они не смогут обойтись без атомных ледоколов и оттянут на себя основной ледокольный флот", — заявлял директор ООО "Гекон" Михаил Григорьев в апреле 2017 года на конференции "Арктика — территория диалога". По его мнению, нужно увеличивать число судов с высоким ледовым классом (в пределах Arc7).

В свою очередь, опираясь на прогнозы о масштабных объемах грузооборота по Севморпути — до 70-80 млн тонн в год, — генеральный директор "Атомфлота" Вячеслав Рукша прикидывал число требуемых для такой нагрузки атомных ледоколов. Как он пояснил журналистам еще в июле 2017 года, на это потребуется не менее восьми атомоходов, включая сверхмощный "Лидер", который пока еще не вышел из стадии проектирования. Напомним, что на сегодня российский атомный флот насчитывает четыре судна.

Источник

Источник