Земля Франца-Иосифа — пустынный, покрытый льдом архипелаг — находится на 80-м градусе северной широты в Северном Ледовитом океане, прямо над материковой частью российской территории. Здесь располагаются новые арктические военные базы России, откуда она намерена заявлять о своих правах на значительную долю здешних нефтяных и газовых месторождений, а также проложенные во льдах торговые маршруты.
В 2007 году два российских глубоководных аппарата опустились более чем на две мили под арктический лед и водрузили российский флаг на дне океана в географической точке Северного полюса. Он стал отчетливым свидетельством довольно спорных претензий России на контроль над примерно половиной морского дна Северного Ледовитого океана, а также залегающими там нефтью и газом, стоимость которых, как считается, составляет около 20 триллионов долларов.
По оценкам Геологической службы США, в Арктике находится около 18% неиспользованных мировых запасов нефти.
Россия, Китай, Япония, Канада и другие страны (не включая Соединенные Штаты) готовятся воспользоваться собственными преимуществами в споре за арктические запасы нефти и газа и становящиеся все более доступными трансарктические судоходные маршруты. Китай объявил о запуске программы «Морской и арктический шелковый путь» и теперь делает ледоколы, чтобы вести на этом «пути» торговлю.
Между тем Россия строит военные базы и разрабатывает военную технику, чтобы более решительно заявить о своих претензиях в Арктике.
Трилистник — это не просто песочное печенье, которое продают девочки-скауты. Так называется российская база на острове Земля Александры, входящем в состав архипелага Земля Франца-Иосифа. Как сообщается, это вторая подобного рода база, построенная Россией за годы правления Путина, другая расположена дальше к востоку, на другом острове архипелага. Обе являются базами ПВО.
По сообщениям, военная авиабаза предназначена для размещения российской 99-й арктической тактической группы. В настоящее время строятся по меньшей мере еще четыре российские базы, включая одну авиабазу, а недавно созданное российское объединенное командование готовит войска к ведению боевых действий в Арктике.
Российские арктические военно-воздушные базы и подразделения ПВО сегодня находятся в одном шаге от того, чтобы установить контроль России над судоходными путями в большей части Северного Ледовитого океана и над странами вблизи северного полярного круга, такими как Финляндия.
Российские производители вооружений усиленно занимаются разработкой оружия, транспортных средств, электроники и самолетов, функционирующих при экстремально низких температурах — в условиях, к которым не приспособлена большая часть американской и натовской военной техники.
На конференции Ассамблеи полярного круга, прошедшей в середине октября в Рейкьявике (Исландия) с участием 52 стран, Владимир Барбин, российский посол по вопросам международного сотрудничества в Арктике, сообщил собранию, что десять процентов своего ВВП Россия инвестирует в Заполярье. По его словам, Россия ежегодно строит три ледокола и намерена раздвигать свои арктические границы для установления контроля в более глубоких водах. (У русских насчитывается около 50 тяжелых ледоколов. США располагают тремя, два из которых устарели и вот-вот будут списаны).
Заявления Барбина повторяют то, что в 2014 году говорил президент России Владимир Путин. В то время как российские «зеленые человечки» — то есть российские военные в форме, но без знаков отличия и национального флага — завоевывали Украину, Путин утверждал, что «наши интересы сосредоточены в Арктике».
Россия ведет двойную игру: с одной стороны, она не собирается ослаблять железной хватки, которой держит Европу через поставки энергоносителей, а с другой — желает контролировать все более доступные торговые пути в Арктике.
Мощность «Северного потока-1», газопровода из российской Балтики в Германию, в ближайшее время будет удвоена за счет проложенного параллельно ему «Северного потока-2». Германия надеется стать центром европейских поставок газа. Однако трубопроводы «Северных потоков» также дают России большие рычаги влияния на Западную Европу.
Во время июньских переговоров с европейцами глава российской государственной газовой монополии «Газпром» Виктор Зубков заявил, что санкции США и Евросоюза в отношении российских нефтегазовых компаний, подобные тем, что были введены три года назад, могут угрожать поставкам газа в Европу. Слова Зубкова были предупреждением о будущем энергетическом шантаже.
По сообщению The Financial Times от 17 апреля, Россия уже бурит нефтяные скважины за полярным кругом. Отправка нефти из этих скважин может осуществляться в любую точку мира на протяжении почти всего года. И, как и в случае с газопроводами, благодаря этим поставкам в руках у России оказываются рычаги влияния на страны, особенно остро нуждающиеся в нефти, как в Европе, так и за ее пределами.
Китай с его гигантскими потребностями в нефти и газе также проявляет большой интерес к трансарктическим морским путям и расположенным под ними энергетическим ресурсам. В июле российский президент и президент Китая объявили о совместных попытках открыть долгожданный «северо-западный проход», позволяющий кораблям обеих стран следовать по трансарктическим маршрутам.
Специальный представитель Китая по вопросам Арктики Гао Фэн, участвовавший в конференции Ассамблеи полярного круга, в рамках инициативы Китая «Морской и арктический шелковый путь» объявил о проекте, связанном с жидким природным газом.
Китай имеет свои виды и на Исландию, с которой в 2014 году заключил соглашение о свободной торговле. Сейчас Китай является самым крупным посольством в этой стране.
Соединенные Штаты постепенно осознают значимость российской и китайской инициатив в Арктике. Наши военно-воздушные силы только что завершили модернизацию технических возможностей авиабазы Туле в Гренландии, примерно в 750 милях к северу от полярного круга. Американские ВВС также разрабатывают новую стратегию для Арктики.
Похоже, арктический регион сегодня не особенно волнует руководителей Пентагона, поэтому мы рискуем упустить шанс предотвратить российское и китайское господство над Арктикой и ее ресурсами.