Игорь Анатольевич, Архангельск — один из ключевых портов Северного морского пути, в этом году принял участие в эксперименте по созданию новой логистической схемы поставок рыбной продукции с Дальнего Востока в Европейскую часть России. Летом по Северному морскому пути из Дальнего Востока до Архангельска прошло первое судно с рыбой. Насколько важен этот опыт, и будет ли развиваться это направление в дальнейшем?
Это было круто, по-другому не скажешь. Это был прорыв. Причем, транспорт доставил груз по оптимальному маршруту всего за 14 дней. Часть из 3,5 тысячи тонн рыбной продукции – горбуши, кеты, нерки – в кратчайшие сроки попала на прилавки в центральные регионы России.
Мы вместе с перевозчиком груза – компанией "Доброфолот" и с Архангельским траловым флотом видим большую перспективу у этого проекта. Поскольку, во-первых, подтверждена возможность прохождения таких судов по Севморпути. Во-вторых, доставлена свежая партия рыбы с Дальнего Востока без каких-либо перегрузок и перевалок, что помогло сохранить качество продукции.
Мы сейчас обсуждаем с коллегами возможности продолжения проекта, в том числе варианты загрузки судна в обратном направлении. Это может быть северный завоз, доставка грузов Минобороны. Сейчас идут переговоры в этом направлении. Если получится выстроить такую логистику, то это скажется и на развитии Севморпути в целом.
В этой схеме Архангельск – не конечная точка. Насколько хорошо налажена дальнейшая логистическая цепочка по перегрузке рыбы и доставке рыбной продукции в центральные регионы?
Логистическая цепочка после доставки рыбы в порт работает отлично. Здесь все рядом. Более того, мы сейчас ставим задачу по переработке рыбы на месте, и уже есть инвестиционный проект по строительству нового рыбоперерабатывающего завода в Архангельске. Мы сможем не просто принять груз и отправить, но и переработать и обеспечить торговые сети продукцией высокого качества. Инвестпроект рыбоперерабатывающего завода поддержан региональным правительством и инвестиционной комиссией Архангельской области, сейчас идет его отработка и проектирование.
Планирует ли Архангельская область увеличивать объемы собственного вылова рыбы и производства рыбной продукции?
Собственные объемы вылова и переработки рыбы планируется увеличивать за счет инвестиционных квот. Мы до сих пор добывали порядка 150 тыс. тонн рыбы по квоте для предприятий Архангельской области. Но за счет того, что инвестиционные квоты для компаний, строящих новые суда и рыбоперерабатывающие комплексы, будут увеличены, мы рассчитываем, что по мере реализации этих проектов, объем будет наращиваться. Уже поданы заявки на увеличение квоты от Архангельского тралового флота. Я рассчитываю, что еще две компании будут участвовать в этом процессе.
Приоритетной задачей арктических регионов РФ в ближайшие несколько лет будет формирование опорных зон, которые должны обеспечить комплексное развитие территории. Как идет формирование опорной зоны в Архангельске? Что это даст региону? Какие якорные проекты входят в основу опорной зоны и на каком этапе находится их реализация?
Сегодня область заинтересована в любых новых инструментах стимулирования экономической активности в арктических регионах.
Мы рассчитываем, что законопроект об опорных зонах позволит запустить крупные инфраструктурные проекты, вокруг которых развернется активность малого и среднего бизнеса, что позволит реализовать уже накопленные компетенции, как производственные, так и научные, создать новые рабочие места.
Каркасом опорной зоны являются двенадцать проектов. В числе ключевых – строительство железнодорожной магистрали "Белкомур" и глубоководного района морского порта "Архангельск". Их реализация предполагается за счет привлечения частных инвестиций на основе механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений.
Кроме того, еще ряд перспективных проектов, связанных, например, с переработкой углеводородов, с повышением качества и эффективности перевозок по Севморпути, находятся в стадии проработки.
В целом же, на наш взгляд, Архангельская опорная зона может и должна стать ключевым промышленным узлом освоения Арктической зоны Российской Федерации с развитой социальной инфраструктурой, размещенной в границах семи муниципальных образований.
Можно ли говорить о конкретных сроках создания опорной зоны в Архангельске?
Никто не формулирует формальной даты запуска опорной зоны. Мы уже работаем с теми инструментами, которыми уже есть. Прежде всего, это кластеры – лесопромышленный, судостроительный, биологический. Первый из 25 всероссийских кластеров – судостроительный – был создан в Архангельской области, и как конструкция, которая определяет точку развития, точку роста, он работает довольно давно — с 2012 года.
Но важно подчеркнуть, что сам формат опорной зоны предоставляет предприятиям широчайшие возможности, в том числе и за счет дополнительных преференций, открывает перспективы для развития в непростых географических, климатических условиях.
Одним из проектов Архангельской опорной зоны станет проект создания производственно-логистического комплекса "Архангельск". Сейчас началась отработка этого проекта. Какой экономический и социальный эффект получит регион от его реализации? Что даст создание универсального транспортного узла с точки зрения оптимизации транспортных перевозок по Северному морскому пути?
Вышло постановление Правительства Российской Федерации о создании проекта государственно-частного партнерства по строительству и организации функционирования производственно-логистического комплекса "Архангельск". Определены сроки формирования технического задания предоставления необходимых нормативных и проектных документов по началу его строительства и дальнейшей эксплуатации. Мы сейчас находимся в активной фазе взаимодействия с участниками проекта — Министерством обороны и ООО ПЛК "Архангельск" по отработке этого проекта. Это крупный инвестиционный проект, который, безусловно, будет поддержан ресурсами региональной власти.
Это концессия. Соотношение бюджетных средств на разных этапах будет меняться, но изначально он будет строиться за частные деньги. Стоит задача к 2021 году завершить строительство производственно-логистического комплекса.
Реализация этого проекта предполагает создание более 500 рабочих мест, порядка 700 млн руб. налоговых поступлений ежегодно. Речь идет об обустройстве серьезной транспортно-логистической инфраструктуры: дорогах, подъездных путях, складских терминалах, причалах, системах электро–, водо– и теплоснабжения. Это потребует наличия определенных производств, которые будут строить и обслуживать производственно-логистический комплекс. А значит, и дополнительные рабочие места, и развитие Архангельска.
Поможет ли создание опорных зон решить еще одну важную проблему арктических регионов, которая касается оттока населения?
Когда мы говорим о социальной функции власти, это прежде всего создание условий для жизни людей. Именно поэтому сейчас речь идет о формировании опорных зон. Ведь это дает возможность для развития арктических территорий, создания новых производств и рабочих мест, более комфортных условий для жизни северян, которые не должны чувствовать себя обделенными по сравнению с жителями центральных и южных регионов. Это и перспективы для молодежи, для их самореализации здесь, на малой родине.
У нас одна страна, одинаковые условия жизни. И если человек, живя в Арктике, сталкивается с дополнительными трудностями, — а это и плохая транспортная доступность отдаленных территорий, и суровый климат, и связанные с этим проблемы со здоровьем, то они должны быть компенсированы другими государственными преференциями. К примеру, если мы говорим о медицинском обслуживании, значит, оно должно быть ориентировано на то, чтобы человек мог получить здесь весь комплекс медицинских услуг. Так, и у врачей должно быть больше преференций с точки зрения зарплаты и социального пакета, потому что он лечит людей не в условиях, когда вокруг "яблоки растут", а льды и морозы.
И мы многое делаем в этом направлении – формируя большой пакет мер социальной поддержки, реализуя программы поддержки врачей, фельдшеров, учителей, которые приезжают работать на село, развивая местную авиацию. В Архангельске идет подписание документов по завершению строительства высокотехнологичного перинатального центра на 130 мест, развивается телемедицина и высокотехнологичная медицинская помощь. В этом году в Архангельске впервые проведены операции по пересадке почки, а трансплантология — это высочайший уровень в медицине.
Мы нашли возможность поддержать бюджетников и в решении квартирного вопроса: в регионе реализуется проект социальной ипотеки под шесть процентов годовых.