13.12.2017

Эксперты рассказали, как в Арктике компенсируют условия труда

Тяжелые условия работы на Крайнем Севере — полярные ночи и суровый климат — требуют учитывать при привлечении кадров для работы в Арктике не только профессиональные навыки, но и психологическую устойчивость соискателей, говорят опрошенные ТАСС эксперты. Работающие на севере компании, чтобы удержать сотрудников и сохранить их работоспособность, оснащают помещения специальными лампами и разводят комнатные растения, а сами работники оборудуют себе спортзалы.

Между тем, эксперты говорят о том, что для привлечения и удержания профессиональных кадров нужно развивать прежде всего социальную сферу, а на местах, в отдаленных поселках, ценных сотрудников ищут с помощью социальных сетей. Кто нужен в Арктике, а также чем работники компенсируют суровые условия труда — в материале ТАСС.

Трудности Севера

Условия на Крайнем Севере крайне сложные, и потому требуют особого подхода к организации как рабочего процесса, так и жизни в целом, отмечают собеседники ТАСС. Иначе люди начнут уезжать даже несмотря на высокие зарплаты.

"Сложно переживать полярную ночь, когда на работе находишься под лампочкой, с работы приходишь тоже под искусственным светом, и так несколько месяцев. Сложно жить в условиях короткого лета. Не все люди выдерживают такие условия, многие уезжают", — сказала депутат Госдумы Раиса Кармазина, приехавшая в советское время в Норильск и прожившая там много лет.

Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, депутат Госдумы Григорий Ледков также отметил ТАСС, что проблема оттока специалистов в Арктике существует — молодые люди "с северов" после получения высшего образования остаются работать в областных центрах, а не возвращаются.

Работают на севере, в основном, вахтовым методом. Согласно аналитическим данным портала HeadHunter, 83% готовых ехать на вахту — мужчины. Возраст вахтовика варьируется от 18 до 40 лет, но даже для молодых, крепких и здоровых мужчин условия севера очень тяжелы. Государственный инспектор национального парка "Русская Арктика" Алексей Молоковский, который уже девять месяцев находится в командировке на острове Земля Александры Земли Франца-Иосифа — самого северного архипелага Евразии — отмечает, что пребывание на севере тяжело сказывается и на физическом, и на психологическом состоянии.

"Сложно, что ты в отрыве от семьи, если надо помочь, то я не смогу. Сложно в плане здоровья, забирает природа ресурсы организма сильно. Сложно в плане психологической совместимости команды, надо, чтобы все понимали единую цель и выполняли поставленные задачи. Подготовки, как таковой, не было, я знал, куда я еду и с чем столкнусь, уже был готов к определенным трудностям", — рассказал ТАСС Молоковский.

Научный подход

Директор института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова в Архангельске Михаил Панков считает, что к подбору и подготовке специалистов для работы в Арктике нужно подходить более тщательно.

"Надо думать об особых социальных условиях — что человек будет находиться не в обычном обществе, а в закрытом коллективе вахтовиков или на судне, поэтому надо проводить предварительное обследование и выявлять негативные моменты, <…> готовить человека. Второе — надо оценивать функциональные резервы организма с физиологической точки зрения: насколько человек может трудиться в таких условиях — здесь и биологическое, и социальное тесно связано. Эти моменты должны учитываться при подготовке нефтяников, газовиков и моряков. Их сейчас готовят с профессиональной точки зрения, а арктическая составляющая в условиях Крайнего Севера не учитывается в той степени, в которой должна", — сказал Панков.

Он рассказал, что в советское время в этой сфере проводились серьезные исследования, ученые специально выезжали с вахтовиками, чтобы обследовать их на месте, была ориентация на профилактику. Сейчас есть противопоказания для работы в Арктике, но в целом решение ехать туда или нет зависит от желания самого работника и его профессиональных компетенций.

Тестирование своих сотрудников проводят предприятия, работающие в Арктике. Как рассказали ТАСС в компании "Воркутауголь", работающей в Коми, специальных исследований того, как люди переносят суровый климат и полярные ночи, не проводится, но психологическое тестирование является обязательным этапом трудоустройства. "Каждый соискатель проходит психологическое тестирование на склонность к риску и опасному поведению, а также на внимание и скорость реакции — качества, имеющие большое значение для сотрудников опасных производств, в том числе шахт", — пояснили в компании.

Для снижения фактора "суровых условий жизни" шахтерам оборудуют сауны, комнаты отдыха и приема пищи на предприятиях. На каждой шахте, пояснили в компании, есть фотарий с УФ-лампами для компенсации светового голодания у горняков, в административно-бытовых помещениях много комнатных растений.

Условия создают себе и сами работающие в Арктике — по словам Алексея Молоковского, на круглогодичной базе на острове Земля Александры, чтобы было проще переносить тяготы полярной жизни, сделали спортзал, провели интернет и телевидение.

Развивать социальную сферу

Если найти вахтовиков нетрудно, то с кадрами, которые должны работать на севере постоянно и проживать там, возникают проблемы. По данным мэрии Норильска, в городе с 2012 года действует муниципальная программа по привлечению работников, дефицитных для территории специальностей, таких как учителя и врачи. Согласно ей, приглашенным специалистам представляют деньги на переезд семьи, служебное жилье, единовременное пособие в 100 тыс. рублей, место для детей в детском саду.

Впрочем, опрошенные ТАСС эксперты отмечают, что для привлечения кадров необходимо не просто платить повышенные зарплаты, но и развивать социальную инфраструктуру. Так, член Госсовета по развитию Арктики — вице-президент "Норникеля" Елена Безденежных считает, что для привлечения кадров для Крайнего Севера необходимо создавать комфортную благоприятную среду. "Любой человек, проживающий в Арктике, хочет ходить в кино, посещать культурные мероприятия, пользоваться нормальным транспортом", — отметила Безденежных.

Депутат Госдумы Григорий Ледков соглашается, отмечая, что вместо создания новой инфраструктуры, следовало бы сосредоточиться на существующей. "Для этого необходимо решать вопросы с ветхим жильем, с местами в детских садах. Не нужно строить новые города для вахтовиков, нужно развивать действующие. Мы все равно не построим город-сад", — считает он.

Facebook как кадровое агентство

Между тем, на местах для поиска специалистов северяне пользуются порой нестандартными методами. Так, школа небольшого поселка Волочанка на Таймыре, где живут несколько сотен человек, постоянно страдала от отсутствия кадров. Чаще всего педагоги, отучив детей год, уезжали на большую землю. Так было и этой весной, когда дети остались без учителя математики и английского языка.

Замену искали несколько месяцев, но так и не нашли. Решить проблему помогли социальные сети, через которые не только директор школы Денис Теребихин, но и ученики обратились в поисках учителей.

"Учителя английского и математики, мы ждем Вас. Мы хорошие дети, мы тоже живем в России и хотим хорошее образование. Приезжайте! Директор школы сказал, что зарплата хорошая", — эта и другие подобные трогательные подписи под фотографиями детей в Facebook вызвали сотни откликов.

Теребихин рассказал, что на электронную почту ему посыпались десятки резюме со всей России, были предложения из Европы и Израиля. В итоге в Волочанке появились новые учителя: математик и "англичанка" Иван и Валентина Казынчаковы из Хакасии, преподаватель русского языка Елизавета Бархатова и физик из Тольятти Артем Рубан.

Источник

Источник