Продукция четырех крымских предприятий внесена в каталог высокотехнологичных товаров для нужд Арктики Минпромторга РФ. В министерстве промышленной политики Крыма рассчитывают, что заказы позволят нарастить производство и наладить новые деловые контакты с предприятиями из других российских регионов.
Швы на морозе
— Мы не могли не заинтересоваться проектами освоения Арктики, ведь Крым, один из южных и самый молодой регион России, может предложить свои технологии одному из самых холодных и очень перспективных, таких как Арктика, — рассказывает заместитель председателя совета директоров АО "Фирма СЭЛМА" Георгий Агаджанян. — При этом чувствуется поддержка со стороны властей Крыма, заинтересованных в экспорте крымских технологий по всей РФ.
Продукция крупнейшего в России и СНГ завода по производству сварочного оборудования, способного сваривать швы на трубопроводах при низкой температуре, уже используется для освоения северных регионов России. Сейчас "СЭЛМА" работает над реализацией двух смежных научно-технических направлений выпуска новой сварочной техники, обеспечивающей работоспособность сварных соединений при температуре до минус 60 градусов.
— Арктика — стратегически важный для страны регион не только с точки зрения обороны, там сосредоточены большие неразведанные запасы углеводородов, — продолжает он. — Для разработки первого месторождения на Арктическом шельфе Севмаш построил специальную морскую ледостойкую стационарную платформу. И мы горды тем, что при этом предприятие использовало сварочное оборудование нашего производства.
Корпус платформы строился около пяти лет, теперь же нужно ускорить процесс, ведь в мире началась гонка за Арктику. Теоретические разработки новой технологии у России есть, нужно только воплотить их в жизнь. Для этого специалисты Севмаша в тесной кооперации с "СЭЛМой" модернизируют стационарные установки для автоматической сварки под слоем флюса сварных соединений, повышая производительность сварки минимум на 30 процентов. Это как раз и позволит ускорить строительство платформ, а в перспективе и атомных подлодок.
Второе направление — мобильные установки для автоматической монтажной сварки подводящих к платформам трубопроводов. Сваривать их приходится не в заводских условиях, как на судостроительных заводах, где сравнительно тепло, а на улице, при минус 50 — 60.
— Калининградский завод "ЭСВА", который, как и "СЭЛМА", входит в одну группу компаний, выпускает новый тип металлопорошковой проволоки, — говорит Георгий Агаджанян, — который позволяет изменить конструктивные и технологические особенности производимых нами мобильных установок для сварки неповоротных стыков нефтегазопровода, а также повысить их энергоэффективность за счет снижения брака сварных соединений и повышения производительности сварки.
Защитят от ветра
Делать сварные швы в условиях сильных арктических ветров могут помочь разработки еще одного крымского предприятия, Научно-исследовательского института аэроупругих систем (НИИ АУС), которое разрабатывает парашютно-десантную и воздухоплавательную технику.
— Сварка нуждается в защите от ветра, поэтому мы намерены наладить сотрудничество с этим предприятием, — говорит Георгий Агаджанян.
Для освоения Арктики НИИ АУС предложил использовать комплекс десантирования модульных грузов в мягкой упаковке из самолета Ил-76, а также устройство, которое предназначено для защиты от воздействия ветра. Экран ветрозащитного устройства представляет собой эластичную парашютную оболочку. Также его можно использовать для защиты мобильных госпиталей и вертолетных площадок.
— Наши предложения вызвали интерес на последнем Арктическом форуме, — рассказал начальник сектора летных испытаний и воздухоплавания НИИ АУС Александр Николаев. — Для нас это важно, ведь заказы позволят загрузить производственные мощности, что, в свою очередь, приведет к увеличению рабочих мест и окажет положительное влияние на дальнейшее развитие производства.
На это рассчитывает и крымское предприятие "Судокомпозит", которое владеет технологией изготовления различных конструкций из полимерных композитных материалов. Они получаются практичные, легкие и простые в исполнении. Из полимер-композитных материалов изготавливают, например, различные модульные кабины повышенной комфортности для транспортных средств (транспортеров, снего-болотоходов, аэросаней, судов на воздушной подушке). Кроме того, предприятие разрабатывает и изготавливает легкосборные энергосберегающие жилые дома и административно-бытовые сооружения, разъездные и рабочие катера, спасательные шлюпки и прочие мелкие суда.
Из теплых вод
Руководство керченского судостроительного завода "Залив" надеется, что получит заказ на строительство атомного ледокола нового поколения проекта 10510 "Лидер". По словам генерального директора предприятия Андрея Жердева, для предприятия такой заказ представляет огромный интерес, ведь в планах вернуть в Керчь строительство атомных судов — имеющиеся опыт и производственный потенциал завода позволят это сделать. Именно "Залив" был строителем первого в мире ледокольно-транспортного судна с ядерной энергетической установкой "Севморпуть", а также обладателем сухого дока, аналога которому в данный момент не имеет ни один судостроительный завод в России. Кроме того, этот проект может стать для керченских судостроителей хорошей возможностью расширить номенклатуру заказов.
О том, что планы имеют под собой реальные основания и завод "Залив" рассматривается как потенциальный исполнитель нового проекта, говорят неоднократно проведенные на базе Крыловского научного центра рабочие встречи руководства предприятия с ЦКБ "Айсберг". Именно это конструкторское бюро является единственным, кто специализируется на проектировании атомных ледоколов и занимается подготовкой технического проекта. После его завершения завод получит входные данные, согласно которым будет оформлена необходимая лицензия.
— Конечно, для того чтобы обеспечить исполнение такого заказа, "Заливу", несмотря на исключительные производственные возможности, нужно провести огромную подготовительную работу, — рассказывает Андрей Жердев. — Для этого уже подписан контракт с Центром технологии судостроения и судоремонта, в рамках которого планируется провести комплексное техническое перевооружение предприятия. Кроме того, на заводе возрожден отдел ядерной безопасности, в ближайших планах — создание участка агрегатирования. Конечно, мы понимаем, что обеспечить проведение всего необходимого комплекса работ самостоятельно завод не сможет, поэтому планируем привлечь технических экспертов, которые дадут необходимые консультации о разработке возможных вариантов постройки.