13.02.2018

Почему СССР начал строить ядерные маяки на Севере и что с ними стало

На северном побережье России с советских времен осталось более ста маяков. Они могли работать автономно в течение многих лет, но после развала СССР оказались заброшены. «Лента.ру» рассказывает о технологии, лежащей в их основе и непростой судьбе.

Мирный атом

Совершать навигацию по Северному морскому пути сейчас сравнительно просто. В эру GPS и ГЛОНАСС можно положиться на работу сложного оборудования, идеально выполняющего свою задачу. В советские времена, однако, капитаны кораблей были лишены такой роскоши. А если прибавить ко всем возможным проблемам полярную ночь, которая продолжается более 100 дней, ситуация могла бы показаться безвыходной.

Для того чтобы облегчить мореходство в этом регионе, Советский Союз построил на безлюдных северных берегах сеть, состоящую из более чем сотни маяков. Будучи расположенными вдали от населенных пунктов, они были полностью автономными. Вопрос о том, чтобы поселить возле каждого из них смотрителя, даже и не стоял. Но каким образом обеспечивать их бесперебойную работу?

На помощь пришла атомная энергия. В сердце каждого из этих маяков находился РИТЭГ — радиоизотопный термоэлектрический генератор, использующий для генерации электроэнергии тепло, выделяющееся в процессе естественного распада радиоизотопов. Важно, кстати, не путать их с ядерными реакторами, в основе работы которых лежит цепная реакция — РИТЭГ значительно проще, безопаснее и не содержат движущихся частей. При этом они достаточно маломощные, но для работы маяка большая мощность генератора и не нужна.

Грубо говоря, эти маяки были роботизированными. В зависимости от времени года и суток они включались тогда, когда это было необходимо, и посылали радиосигналы, на которые ориентировались проходящие корабли. Подобные маяки были расположены на Кольском полуострове, на берегах Белого моря и на архипелаге Новая Земля. Несколько этих сооружений есть на берегах Балтики, а также на Камчатке. После распада СССР они остались бесхозными и не нужными, но все равно еще некоторое время исправно работали.

Охотники за цветметом

В основе РИТЭГ лежал изотоп стронция — стронций-90 — радиоактивный отход, получаемый в результате работы ядерного реактора. Срок его полураспада — 30 лет, и именно столько он мог поддерживать работу маяка.

Увы, в 1990-е годы, когда маяки никто не охранял и не особо интересовался их судьбой, они стали жертвами вездесущих собирателей цветных металлов, которые потрошили установки буквально голыми руками. Нетрудно догадаться, что такие воришки потом буквально «светились».

Например, в 2005 году норвежская некоммерческая организация Bellona сообщала со ссылкой на свои источники о том, что воры разобрали РИТЭГ близ Норильска, забрав металл и оставив радиоактивный материал на месте. В ноябре 2003 года в Мурманской области произошел другой подобный случай. Воры просто выбросили капсулы со стронцием-90, которые, согласно заявлению местной администрации, «являлись источником повышенного риска распространения опасного уровня радиации (около 1000 рентген в час). Нахождение человека или животного в радиусе 500 метров от ее источника представляет серьезную опасность для их здоровья и может даже привести к смерти». Стоит отметить, что воров тогда все же поймали и судили.

Злоумышленников не останавливают даже надписи «Осторожно, радиоактивно!», нанесенные на стене заброшенного маяка на Сахалине. Маяк был построен японскими строителями по проекту архитектора Синобу Миуры в 1939 году. Позднее, после войны, когда СССР получил полный контроль над островом, маяк был оборудован ядерным источником энергии, а в 1990-е годы, как и большинство других, подвергся разграблению.

Внутри до сих пор стоят полусгнившие кровати для персонала, а на столе лежат журналы дежурств. Конечно, все металлические конструкции отсутствуют — охотники за цветными металлами очень быстро вынесли из здания все, чем можно было поживиться. Самое интересное заключается в том, что РИТЭГ, которые, вероятно, работали в этом маяке, были в 2017 году обнаружены на одном из сахалинских пляжей местными активистами. Устройства просто валялись на берегу, у кромки воды.

Новые горизонты

Стоит отметить все же, что проблема, которую представляют заброшенные ядерные маяки, решается. Так, в 2005 году правительство Норвегии заключило с Россией договор, согласного которому оно провело работы по переоборудованию маяков. Уже к 1 января того же года 55 генераторов были списаны и отправлены на переработку, а их место на маяках заняли солнечные батареи.

Проект по переработке РИТЭГ был завершен в 2016 году. Тем не менее, Россия не собирается отказываться от использования этой технологии в ближайшее время. Напротив, как сообщало РИА Новости, Росатом планирует построить новые подобные установки, которые будут работать на никеле-63. Конечно, на этот раз все будет сделано для того, чтобы обеспечить безопасность хранения и эксплуатации радиоактивных материалов. Установки на основе никеля-63 будут использоваться как в Арктике (причем не обязательно в местах, где стояли старые РИТЭГ), так и в других сложнодоступных областях, а также в космической промышленности.

По словам разработчиков, свойства никеля-63 позволяют создавать чрезвычайно компактные батареи, срок службы которых составит 50 лет. «С точки зрения безопасности преимущество никеля-63 в том, что это так называемый "мягкий" бета-излучатель, здесь нет ни гамма-излучения, ни нейтронного излучения. Бета-излучение полностью экранируется корпусом элемента питания», — отмечал заместитель начальника технического отдела железногорского Горно-химического комбината Дмитрий Друзь.

Источник

Источник