Наращивание грузопотока на Северном морском пути к 2025 году до 80 млн тонн — реальная задача, выполнить которую можно через развитие инфраструктуры и наращивание ледокольного флота. Такое мнение высказали ТАСС эксперты в транспортной сфере.
В четверг президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию заявил, что к 2025 году грузопоток на Северном морском пути должен вырасти в 10 раз — до 80 млн тонн. Глава государства также поставил задачу за шесть лет увеличить в полтора раза (до 180 млн тонн) пропускную способность БАМа и Транссибирской магистрали в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока.
"Рост грузопотока к 2025 году — это реальная задача. Прогнозы только по перевозке СПГ (сжиженного природного газа) — уже к 2024 году будет составлять 33 тонны в год, а вообще на СМП запланировано пять точек по сжижению газа с ориентировочным грузообъемом в 50 млн тонн. Если будет обеспечена ледокольная круглогодичная проводка, то план более чем реалистичный, правда, нужно еще обновить ледокольный флот", — сказала ТАСС экс-советник по транспорту постпредства России при ЕС Юлия Зворыкина, отметив, что задачи по развитию Транссиба и Севморпути не противоречат друг другу.
"Совместное развитие СМП и Транссиба позволит создать систему, круговой оборот транспортных контейнеров, а транзитные возможности региона можно будет реализовать только при загруженности контейнеров в обе стороны. Если мы сможем это сделать, то выполним задачу, которую более 100 лет назад сформировал председатель совета министров Российской империи Сергей Витте, когда сказал, что России нужно использовать географическое преимущество своих обширных территорий", — сказала Зворыкина.
Проректор Российского университета транспорта МИИТ Ирина Карапетянц согласна с прогнозами Зворыкиной, но основную проблему видит в отсутствии инфраструктуры и наращивании военной техники в Арктике.
"Задача амбициозная, и для этого нужно будет улучшить инфраструктуру и развить экономику Арктики. Президент назвал 2025 год не случайно — американцы именно к этому сроку планируют закрепиться в этом регионе. Нам предстоит решить вопрос нехватки технологий за счет санкций, однако наибольшая потенциальная проблема Арктики — это ее милитаризация. Страны наращивают там военное присутствие, в частности, США вопрос развития Арктики вносят в оборонный раздел бюджета", — сказала Карапетянц.
Инфраструктура портов
Руководитель магистерской программы "Арктическое регионоведение" Северо-Восточного федерального университета Дарьяна Максимова считает, что освоение Арктики способствует международному взаимодействию России, но сдерживается проблемой инфраструктуры портов.
"Проход иностранных судов по СМП не ограничивается со стороны России. Но чтобы использовать этот транспортный коридор на регулярной основе, нужна инфраструктура, для восстановления которой нужны средства, в том числе, возможно, иностранные инвестиции. Интерес к СМП проявляют многие, но в первую очередь это… Китай, Южная Корея, Япония", — сказала Максимова.
Она подчеркнула, что, по ее мнению, все арктические порты России, за исключением Дудинки Красноярского края, нуждаются в модернизации.
Директор компании "Гекон", член научного совета при Совете безопасности РФ Михаил Григорьев отмечает, что транспортная инфраструктура портов уже сейчас в достаточной степени обеспечивает ожидаемый грузопоток. При этом сырье либо вывозится на экспорт напрямую (СПГ, рудный концентрат, товарный металл), либо с использованием рейдовых перевалочных комплексов на рейде Кольского залива (нефть), которые являются технологическими элементами транспортных схем проектов и не имеют отношения к общепортовой инфраструктуре.
"Предполагается строительство к 2022-2023 году перевалочного комплекса для сжиженного природного газа в Петропавловске-Камчатском мощностью 20 млн тонн, но это также специализированный терминал, входящий в транспортную структуру "Новатэка", — добавил он.