30.05.2018

Россия вопреки санкциям построила в арктическом регионе гигантские заводы: финские предприятия заработали на этом миллиард евро

Еще один песец!

Белый пушистый зверек рода лисиц проносится по ангару и исчезает в снежной норе.

Кажется, что песцам абсолютно все равно, что происходит вокруг, хотя рядом возвышаются газовые трубы и газовые хранилища, электростанции и заводы. Мы находимся не в зоопарке, а в одном из крупнейших промышленных центров России, который появился в арктическом регионе. Речь идет о добыче газа в поселке Сабетта.

Посреди тундры находится промышленный лабиринт площадью в сотни гектаров, над которым возвышается завод по производству сжиженного природного газа. Выйдя на полную мощность, он способен выдавать 16,5 миллионов тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год — это примерно половина объема газа, который был поставлен в Китай в прошлом году.

Производство сжиженного газа — одна из тех редких вещей, для которых арктический климат является преимуществом: он на 12% дешевле, чем, например, в Катаре, поскольку температуру газа не нужно снижать. Снег начинает таять здесь только в июне.

Грузовики и пикапы разъезжают по проложенным в тундре дорогам. За четырьмя большими газохранилищами открывается вид на работающий круглогодично порт Сабетты, из которого газ отправляют по Северному морскому пути в другие страны.

 В декабре президент России Владимир Путин приезжал открывать порт и отправил в плаванье первый танкер с газом.

Проект стоимостью 22 миллиарда евро был построен в напряженных условиях всего за пять лет.

Владелец большей части акций проекта «Ямал СПГ» — российская компания «Новатэк». Это частное предприятие — настолько, насколько это возможно для российской корпорации. Главные акционеры — два миллиардера из круга приближенных Путина: Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко. У последнего есть гражданство Финляндии.

Строительство «Ямал СПГ» поразило не только сжатыми сроками, но и реализацией проекта вопреки экономическим санкциям, введенным США. «Новатэк» и Тимченко появились в санкционном списке США еще в 2014 году.

Однако финского в Сабетте гораздо больше, чем паспорт Тимченко. Финская государственная компания «Акер Арктик ОЮ» (Aker Arctic oy) занималась разработкой транспортной системы, порта и 15 газовых танкеров.

Танкеры могут идти в оба конца, пробивая лед толщиной в два метра — толще того, что пробивают финские ледоколы. Судна строят на заводе Daewoo в Южной Корее, но в них много финских деталей и техники. Корабельные винты создавались на заводе ABB в Хельсинки. «Вяртсиля» (Wartsila) разрабатывала газодизельные двигатели.

Директор «Акер Арктик ОЮ» Реко-Антти Суоянен (Reko-Antti Suojanen) подсчитал, что Сабетта принесла финским предприятиям, работающим в сфере морских инженерных технологий, заказы на миллиард евро. Кроме этого, в проекте принимали участие и финские строительные компании. Компания «Савкор» (Savcor) из города Миккели — поставщик системы защиты от коррозии.
В общей сложности в проекте «Ямал СПГ» приняли участие 30 тысяч человек. Рядом с заводами находится небольшая жилая зона, церковь и магазины. Алкоголь в магазинах не продают.

Большая часть работников тем не менее живет в суровых условиях: в бытовках рядом с буровыми вышками.

Рядом с Сабеттой простираются газовые месторождения. Буровые вышки установлены в бетонной оболочке, защищающей от непогоды. Сюда съезжаются мужчины из разных регионов России и ближних стран. Они работают здесь месяц, а потом улетают на месяц домой.

В центре Сабетты полыхает пламя. Хотя газ здесь добывают, его необходимо еще и сжигать, чтобы снизить давление в трубах.

Ямало-Ненецкий автономный округ — один из самых насыщенных газом регионов в мире. Здесь находится 65% российских и 18% мировых газовых запасов. Природный газ, метан, выходит на поверхность земли, что вызывает летом лесные пожары.

В восточных регионах автономного округа газ качали еще в 1960-х, но когда те запасы истощились, взгляд упал на северный выступ, полуостров Ямал.

Государственное предприятие «Газпром» начало вести разработки крупного Бованенковского месторождения на полуострове Ямал в 2012 году.

Оттуда газ идет к трубе, проходящей по дну моря, достигает Финляндии и присоединяется к газопроводу «Северный поток», на расширение которого Финляндия дала разрешение этой весной. Этот же газ идет по газопроводу «Дружба», проложенному через Украину. Ямал — родина так называемого «газового оружия», которое Россия может использовать для оказания влияния на политические отношения с соседними странами.

Сначала Сабетте было тяжело найти иностранное финансирование, но в конце концов инвестора нашли в Китае и японских банках.

В Сабетте может возникнуть вопрос: это китайское или российское газовое месторождение? Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) и Фонд «Шелковый путь» владеют практически 30% месторождения. Модули завода по производству сжиженного природного газа были изготовлены в Китае. Китай хочет импортировать сырье, добытое самостоятельно — будь то газ или целлюлоза.

Пятой частью Сабетты владеет французская нефтяная компания «Тоталь» (Total). Первый танкер, который вышел в плаванье, был назван в честь бывшего руководителя и друга Путина Кристофа де Маржери (Cristophe de Margerie).

Проект не был бы реализован без активного участия российского государства. Государство построило транспортную инфраструктуру: порт, дороги и аэропорт. Государственные атомные ледоколы обеспечивают круглогодичную работу транспортных путей. Сабетта освобождена от налогов на 12 лет.

По словам московского аналитика Михаила Крутихина, для Путина важна общая картина. Поскольку рынок трубопроводного газа не растет, Россия хочет быть важным игроком и в вопросах поставок сжиженного газа.

Кроме того, существуют планы по развитию Северного морского пути и созданию необходимой для него инфраструктуры.

«Правительство осознало, что один Газпром и армия с этим не справятся, необходимы частные предприятия и иностранный капитал».

Большая часть экспорта Сабетты должна быть направлена в Азию, однако первые газовые поставки были совершены в США и Европу. По Северному морскому пути гораздо легче идти в сторону запада, а не в направлении востока. При помощи спроектированных в Финляндии танкеров судоходство на восток должно быть возможным с июля по декабрь.

«Новатэк» не собирается останавливаться на Сабетте. Компания уже обратила свой взор на Гыданский полуостров, на побережье которого есть схожие по размеру месторождения газа. Реко-Антти Суоянен считает, что проект «Арктик СПГ-2» принесет финнам дополнительные заказы. Так и будет, если санкции не помешают.

Источник

Источник