Россия относится к числу стран, внесших наибольший вклад в изучение и покорение Арктики. Причиной тому являются особенности географического положения нашей страны, а именно огромное по протяженности побережье Северного Ледовитого океана. По меткому выражению вице-адмирала Степана Макарова, «Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану».
Стратегическое значение Арктики для России обусловлено также и тем, что именно здесь сосредоточена значительная часть флота стратегических подводных ракетоносцев: 7 из 10 боеготовых «стратегов» входят в состав Северного флота. Здесь же, подо льдами часть из них несет и боевое дежурство в готовности к немедленному применению своего оружия. Активное внимание уделяют данному региону и в командовании авиационной компоненты Стратегических ядерных сил. В частности, как заявил недавно в интервью «Красной звезде» командующий Дальней авиацией Воздушно-космических сил (ДА ВКС) РФ генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, подчиненные ему войска осваивают новые аэродромы и вооружения, которые позволят обеспечить безопасность нашей страны со стороны морских границ на северном направлении. «В этом году планируем перелететь в Анадырь самолетами Ту-160», – подчеркнул Сергей Кобылаш, отметив, что в настоящее время задачи Дальней авиации существенно расширяются. Соответственно, по его словам, повышаются и требования к ней.
Командующий при этом напомнил о решении президента РФ Владимира Путина возобновить производство самолетов Ту-160, а также о работах по перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА), предназначенному для замены состоящих сегодня на вооружении стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС и Ту-22М3. «Авиационная техника, которая сейчас находится на вооружении, не меняя внешнего облика, постоянно совершенствуется. Идет ее непрерывная модернизация: переход на новое оборудование, системы. Все это призвано обеспечить максимальную эффективность авиации при защите национальных интересов на стратегических направлениях. У нас большая страна, и в лице Дальней авиации ВС и стране нужна «длинная рука», соответствующая возможностям XXI века», – констатировал генерал-лейтенант Кобылаш.
Вашингтон требует объяснений
Стремление руководства РФ защитить свое национальное достояние и обеспечить действенную оборону северных рубежей России, Арктики и Крайнего Севера вызывает большую озабоченность американских политических кругов и руководства Пентагона, которые в течение многих лет не уделяли практически никакого внимания развитию этого региона и укреплению здесь своего влияния. Как отмечают аналитики исследовательской службы Конгресса (CRS) США в недавно опубликованном отчете, Арктика может стать зоной «военной напряженности и конкуренции». Авторы документа высказывают серьезные опасения по поводу укрепления позиций России в этом регионе. Аналитики говорят о необходимости расширить присутствие здесь американских ВС «для защиты интересов» США. По имеющимся данным, в ближайшие годы Пентагон намерен увеличить численность специалистов, прошедших подготовку в условиях Крайнего Севера.
Ранее НАТО признал отставание стран – членов альянса от России в Арктике. В марте текущего года главнокомандующий силами блока в Европе американский генерал Кёртис Скапарротти открыто заявил об этом. «Мы отстаем», – объявил генерал, отвечая на вопрос, способна ли Америка противостоять России в Арктике. По словам командующего, в ближайшие два-три года у России появится возможность практически полностью контролировать Северный морской путь, в том числе военными средствами. Многие представители международного экспертного сообщества тоже сомневаются в том, что Соединенные Штаты смогут соперничать с РФ в этой области.
Члены НАТО стремятся усилить свои позиции на Крайнем Севере посредством увеличения численности кораблей и подводных лодок, а также с помощью разработки новых видов вооружений. В мае с.г. начальник военно-морских операций (командующий) ВМС США адмирал Джон Ричардсон заявил о восстановлении ликвидированного семь лет назад 2-го флота ВМС, в зону ответственности которого войдет Арктика. «Наша стратегия национальной безопасности ясно дает понять, что мы вернулись в эпоху соперничества великих держав, поскольку сфера обороны продолжает становиться все более сложной и ставит перед нами все больше задач. Именно поэтому сегодня мы ставим на ноги Второй флот, чтобы среагировать на эти изменения, особенно в Северной Атлантике», – заявил адмирал Ричардсон.
Весной этого года экс-заместитель госсекретаря США Пола Добрянски призвала Запад укрепить свои позиции в Арктике, чтобы противодействовать здесь России. Она объявила, что Арктический регион крайне важен не только в плане будущей добычи углеводородов, но и с точки зрения защиты нацбезопасности США на северном направлении. Особое беспокойство Добрянски вызывает тот факт, что при сохранении тенденции к глобальному потеплению и таянию арктических льдов Севморпуть будет оставаться судоходным в течение всего года. А это не только существенно увеличит значение Арктики в связи с изменением карты глобальных морских транспортных путей, но и даст России огромный экономический рычаг давления на своих конкурентов.
Экс-политик призвала к «исправлению» складывающейся ситуации. По ее мнению, администрация Трампа должна решительно противостоять Кремлю в данной сфере. Для этого, полагает Добрянски, Пентагону необходимо расширить военную инфраструктуру в районе Крайнего Севера, создать штаб-квартиру нового командования на территории США и продемонстрировать, кто на самом деле является «лидером НАТО и всего мира» в Арктике.
Призывая активизировать противостояние оппонентов в арктической зоне, она дала ясно понять, что США ради собственного экономического и политического превосходства ни перед чем не остановятся. Хотя у США, как отмечают многочисленные эксперты, сегодня нет ни технических возможностей для добычи нефти и природного газа в Арктике; ни мощного ледокольного флота; ни специалистов, готовых работать в Арктическом регионе. Зато в избытке непомерные амбиции и желание диктовать миру свои политические и экономические условия.
Поднебесная не отстает
Впрочем, не только США и некоторые их союзники по НАТО устремили свой пристальный взор на Арктику. Идут на север и страны, которые арктическими не назовешь даже с очень большой натяжкой. В частности, активизировал деятельность в Арктике, а также и в Антарктике наш дальневосточный сосед Китай. На Петербургском международном экономическом форуме, который прошел в Санкт-Петербурге в конце мая с.г., самой представительной, почти 200 человек, была именно китайская делегация.
Примечательно, что сегодня общие интересы России и Китая во многом направлены именно к Арктическому региону. Самый наглядный пример – проект производства сжиженного газа «Ямал СПГ» российского газового гиганта «НОВАТЭК», в котором китайцам принадлежит почти треть 27-миллиардного проекта (9,9% имеет Silk Road Fund, 20% – China National Petroleum). Пекин также стремится участвовать в строительстве глубоководного порта в районе Архангельска. Между двумя странами существует сильная заинтересованность в сотрудничестве и экономическом освоении Арктики. Но жесткая позиция Москвы – в том, что приоритет должен оставаться за Россией, так как Арктика является важнейшим регионом, который в будущем сможет обеспечивать нашу страну полезными ископаемыми. В этом регионе находится 30% неразведанных запасов газа и 13% нефти. К этому стоит добавить выгоды использования Северо-Западного прохода и Северного морского пути, а также стратегическое значение этого района. В прилегающих к Арктике территориях находятся компоненты системы предупреждения о ракетном нападении России и США. В южной части архипелага Новая Земля расположен российский ядерный полигон.
Интерес Китая к Крайнему Северу в свете постоянного дефицита сырья и ресурсов также объясним. Глобальное потепление делает перспективу получения арктической нефти и газа вполне реальной. Новые технологии позволяют уже сейчас извлекать арктический природный газ, закачивая его с 300-метровой глубины, затем охлаждая и превращая в жидкость. Напомним, что в недрах Арктики сосредоточены колоссальные запасы природных ресурсов. В частности, по данным геологической службы США, минимальные запасы нефти в этом регионе могут составлять почти пятую часть мировых запасов, а запасы природного газа – около четверти. Богата Арктика также золотом, серебром, редкоземельными металлами и другими полезными ископаемыми. В связи с быстрым истощением мировых запасов этих ресурсов контроль над регионом становится вопросом не только геополитики, но и выживания претендующих на них стран, а на внешнеполитическую повестку дня все более явственно выходит силовая составляющая борьбы за арктические кладовые.
Добавим, что освоение Арктики создает инфраструктурные, коммуникационные и транспортные возможности для разных участников, основными из которых являются арктические государства, которых сейчас восемь: Россия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Исландия, Канада и США. Они объединены в Арктический совет (АС), главную международную организацию, занимающуюся Крайним Севером планеты. Не меньший интерес к северным территориям проявляют и околоарктические страны, к которым причисляет себя КНР. Географическое положение Китая не позволяет ему быть постоянным членом АС, но он с 2013 года наряду с Индией, Италией и Южной Кореей является наблюдателем и имеет право следить за деятельностью АС, но не может участвовать в принятии решений. Поэтому Пекин пытается влиять на деятельность Арктического совета через союзников, главным из которых является Россия. И хотя интерес Поднебесной к Арктике очевиден, он не ограничивается отдаленной перспективой получения полезных ископаемых, которые составляют пятую часть всех природных ресурсов Земли. Эксперты считают, что в большей степени заинтересованность носит экономический характер. Китай вошел в крупнейшие российские арктические проекты и хочет играть ведущую роль в разработке правил игры в новых сферах, что вызывает обеспокоенность у некоторых членов АС, и хотя военная составляющая не просматривается, полностью исключить ее они не могут.
Китай провозгласил себя околоарктическим государством и свою программу действий на Крайнем Севере впервые изложил в конце января 2018 года в Белой книге. Так называют официальный документ, в котором разъясняется государственная политика в какой-либо из ключевых отраслей. В книге сообщается, что Китай планирует энергично участвовать в развитии маршрутов в Арктике, составляющих Северо-Западный проход и Северный морской путь (СМП). «Могут быть сделаны конструктивные шаги по координации стратегий развития с арктическими государствами для содействия совместным усилиям по созданию морского экономического коридора между Китаем и Европой через Северный Ледовитый океан», – отмечается в заявлении китайского правительства. До 90% мировой торговли приходится на торговлю между Азией, Северной Америкой и Европой. Доставка грузов из Китая в Европу через Малаккский пролив и Суэцкий канал сейчас занимает 35 дней, тогда как СМП укорачивает его на 6,5 тыс. км и целых две недели.
В ближайшем будущем КНР рассматривает Арктику как более короткий и безопасный путь, связывающий материковый Китай с Европой. «Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шелковым», – сказал президент России. Тем более что любые другие трансевразийские морские перевозки с точки зрения долгосрочной перспективы могут оказаться крайне нестабильными, прежде всего в плане безопасности. Маршрут через Суэцкий канал и Средиземное море имеет высокую степень загруженности, через Ближний Восток – находится в зоне нестабильности. Потенциальный маршрут через Центральную Америку по существующему Панамскому или предполагаемому Никарагуанскому каналу не рационален. Арктические маршруты Северный морской путь и Северо-Западный морской проход могут стать важным стратегическим дополнением проекта «Один пояс, один путь», который объединяет «Экономический пояс Шелкового пути» (через Среднюю Азию в Европу), «Морской шелковый путь XXI века» (через Южнокитайское море в южную часть Тихого океана и Европу), а также ряд других геополитических проектов КНР в Евразии. Этот проект должен соединить КНР с рынками Европы, Ближнего Востока, Африки.
Для России Арктика представляет собой важнейший регион комплексного стратегического значения. Здесь расположены предприятия оборонной промышленности, базы Северного флота и объекты военной инфраструктуры. Кроме того, государственная граница РФ на протяжении 20 тыс. км проходит именно по Северному Ледовитому океану. Принимая все это во внимание, посол РФ в КНР Андрей Денисов недавно заявил, что присутствие в этом регионе КНР, как и других неарктических стран, должно строиться на основе уважения интересов всех государств, имеющих выход к Северному Ледовитому океану.