Санкт-Петербург. Отечественную систему гидрометеонаблюдений в Арктике нужно развивать согласно растущим запросам навигации по Северному морскому пути. Об этом заявил глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин.
Он принял участие в совещании ведомства по вопросам обеспечения экологической безопасности развития Северного морского пути (СМП). Обсуждение прошло на базе учебно-тренировочного центра компании «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге.
Первый заместитель генерального директора – главный инженер ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов рассказал о планах по переоснащению флота, переводу на экологическое топливо – СПГ, о запросе на современные системы прогнозирования природных явлений.
Были проведены учения, в ходе которых специалисты предприятия отработали нештатную ситуацию в ледовых условиях порта Сабетта (ЯНАО) с участием танкеров «50 лет Победы», «Эдуард Толль» и «Кристоф де Маржери». Задача выйти на прежний курс без потерь была выполнена.
Функции непрерывного сопровождения судов гидрометеорологическими данными возложены в том числе на Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Вновь созданный департамент госрегулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана координирует работу и участвует в обеспечении безопасности СМП.
«Работа проводится совместно с другими министерствами, ведомствами, научными центрами и компаниями. Для себя поставили задачу цифровизации – перевооружения Росгидромета. Для обеспечения бесперебойного движения судов мы должны усовершенствовать гидрометеорологическое сопровождение с помощью автоматизированной ледово-информационной системы «Север» с основным центром в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте. Понимаем, что должны опережать время и создавать инновационную систему, способную обеспечивать потребности растущего Северного морского пути и передовых судоходных компаний», – отметил Дмитрий Кобылкин.
Система непрерывного контроля ледовой обстановки позволит обеспечить самостоятельную проходку судам (без ледоколов), предлагая оптимальную трассу движения. Принимаются меры по модернизации информационно-технического центра ледовой информации, расширению комплекса станций наблюдений (в том числе на дрейфующих буях).
Особое внимание уделено подготовке высококвалифицированных специалистов. Технологическое и кадровое отставание не должно снижать безопасность и экономические возможности Севморпути. Очевидно, что система гидрометеорологического мониторинга и вся инфраструктура должны соответствовать и опережать интенсивность нагрузки на СМП.
Министр природных ресурсов и экологии РФ проинформировал, что мероприятия экологической и гидрометеорологической направленности учтены в новой редакции программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ с их реализацией до 2025 года.